Найти в Дзене
CoMagic

Кризис и сфера ретейл: как изменился бизнес

Оглавление

Когда весной пришли «карантикулы», они затронули каждую сферу, и ретейл не стал исключением. По нашим данным, за период с конца марта до середины июня спрос на онлайн-покупки был значительно выше по сравнению с началом года. Возросло также среднее количество успешно заключенных сделок — в марте они составляли 25 %, а в апреле — уже 36 % от общего числа.

-2

Тот же период 2019 года не отличался такими высокими показателями, и, как мы видим, динамики роста не было.

-3

В CoMagic мы часто проводим подобные исследования — анализируем рынки недвижимости, авто, фитнес-услуг, медицины. Еще больше интересных данных и инсайтов смотрите в специальном разделе.

Карантин поспособствовал росту онлайн-рынка. Однако для точек офлайн-продаж время пандемии стало испытанием. Как переживали этот период и онлайн-бум «Магнит», «М.Видео-Эльдорадо», «Утконос» и «ВкусВилл» и к чему они готовятся сейчас, рассказывают представители этих компаний.

Как изменился спрос во время пандемии

В сфере продуктового ретейла потребительский спрос во время пандемии увеличился — люди стали закупаться большим количеством продуктов. В то же время частота походов в магазин значительно сократилась. Руководитель управления по внешним коммуникациям розничной сети «Магнит» Антон Карпов поделился своими наблюдениями.

-4

Антон Карпов, руководитель управления по внешним коммуникациям розничной сети «Магнит»

Начиная со второй декады марта мы видели повышенный покупательский спрос на товары с длительным сроком хранения, потребители стали чаще делать запасы, увеличилось среднее количество позиций в корзине. В пиковые дни рост продаж составлял 50–70 % к аналогичному периоду 2019 года. Средний чек вырос на 9,4 %, а трафик покупателей — на 10,6 % против показателей прошлого года. В апреле ситуация сильно поменялась. Покупатели стали заметно реже ходить в магазины, но при этом размер покупок значительно вырос.

Постепенная отмена ограничений существенно не повлияла на спрос. В мае продолжилась апрельская тенденция нормализации спроса. Сегодня структура потребления покупателей гораздо более сбалансированная, чем в марте.

В связи с вынужденной самоизоляцией и желанием минимизировать выход из дома люди стали чаще покупать онлайн. По статистике Nielsen, динамика онлайн-продаж в разных сегментах варьировалась между 164 и 561 % по сравнению с тем же периодом в 2019 году.

Директор по маркетингу и клиентскому сервису «Утконос ОНЛАЙН» Михаил Морозов рассказал, что выручка от онлайн-продаж во время пандемии стала для компании рекордной.

Михаил Морозов, директор по маркетингу и клиентскому сервису «Утконос ОНЛАЙН»

На фоне пандемии и режима самоизоляции «Утконос ОНЛАЙН» стал сверхдинамичным. Выручка в марте составила 1,38 млрд руб. На тот момент это стало абсолютным рекордом для компании.

Пик спроса пришелся на середину марта, количество входящих заказов в сутки достигало 19 тыс., среднее количество товаров в заказе было более 60 единиц, заказы стали на 30 % тяжелее.

В пиковые дни марта рос трафик на нашем сайте, он достигал 220 тыс. сеансов в сутки. Это в 4 раза больше среднего дня марта прошлого года.

Ретейлеры бытовой техники объединили онлайн-приложения с офлайн-точками продаж и наладили коммуникацию между магазинами и покупателями, чтобы ускорить процесс покупки. В период самоизоляции онлайн стал мощным инструментом для поддержания продаж.

-5

Пресс-служба «М.Видео-Эльдорадо»

Потребители перестали разделять покупки на онлайн и офлайн, они хотят иметь удобный бесшовный переход между сайтом, магазином, приложением и делать покупку каждый раз там, где удобно. Мы объединили онлайн-платформу с офлайн-магазинами с удобным доступом со смартфона — сейчас наши покупатели могут забрать заказ, оформленный в приложении, уже через 15 минут в ближайшем магазине или оформить доставку заказа на такси, которое привезет его в течение пары часов.

Во время карантина онлайн стал основным местом выбора и покупки техники, значительно вырос спрос на курьерскую доставку, трафик на сайтах увеличился практически вдвое, установки мобильного приложения «М.Видео» выросли в несколько раз.

Быстрый переход в онлайн-режим помог компенсировать падение спроса на скоропортящиеся продукты. Основатель сети «ВкусВилл» Андрей Кривенко поделился тем, как развитие интернет-магазина помогло сохранить не только уровень продаж, но и ценности бренда в сложных условиях.

-6

Андрей Кривенко, основатель торговой сети «ВкусВилл»

«ВкусВилл» пострадал сильнее других продуктовых торговых сетей, так как 70 % нашего ассортимента — скоропортящаяся продукция. Модель нашей компании строилась на том, что клиенты ходят в магазин в среднем 2–3 раза в неделю, чтобы купить набор свежих продуктов с коротким сроком хранения, съесть их и прийти за новым.

Если бы мы не кинули все ресурсы на развитие интернет-магазина «ВкусВилл» и создание быстрой и бесплатной доставки всего ассортимента до квартиры клиента, наверное, наше настоящее сегодня было бы каким-то другим. Благодаря нашей доставке клиент смог остаться дома и при этом не перейти на долгоиграющее молоко.

Как менялся бизнес в карантин

Чтобы держать бизнес под контролем, управляющим компаний пришлось менять стратегии, что потребовало немалых затрат. Помимо перестройки логистики и обязательной санитарной обработки торговых точек, одним из шагов стало поддержание и постепенное обновление основных процессов внутри компании.

-7

Антон Карпов, руководитель управления по внешним коммуникациям розничной сети «Магнит»

Мы не останавливали наши ключевые процессы и стратегические инициативы. Мы запускаем цифровую трансформацию и привлекаем новую команду с Флорианом Янсеном, чтобы ускорить этот процесс. Кроме того, стали сотрудничать со «Сколково».

В период пандемии мы запустили проекты по онлайн-контролю доставки свежих продуктов, видеоаналитике трафика, которая позволяет ускорить обслуживание покупателей на кассах, продолжаем развивать платформу для таргетированной рекламы. В мае мы возобновили программу расширения сети магазинов, приостановленную на полтора месяца, незначительно ее скорректировав.

Помимо развития отношений с партнерами, для компаний еще больше стала важна коммуникация с покупателями. Развитие социальных сетей в период пандемии укрепляло связь между ретейлерами и клиентами: честность перед покупателями поддерживала доверие и интерес к торговой сети.

Михаил Морозов, директор по маркетингу и клиентскому сервису «Утконос ОНЛАЙН»

Основной подход, который мы стали использовать, — это прозрачные и открытые коммуникации с покупателями. Тональность наших публикаций стала носить разъяснительный характер, ведь мы стараемся быть максимально открытыми и честными, говоря о текущей непростой ситуации, мощностях компании, мерах безопасности, принятых в период угрозы распространения коронавирусной инфекции.

Несмотря на кризис, ретейлеры не стали давить на покупателей повышением цен. Наоборот, одним из способов удержания клиентов стало тестирование бонусных программ и кешбэка за покупки, благодаря чему возросло количество заказов.

-8

Пресс-служба торговой сети «ВкусВилл»

Все усилия мы направили на продвижение сервисов доставки и самовывоза и сейчас активно тестируем форматы онлайн-коммуникаций. Используем таргетинг в соцсетях, несколько кешбэк-программ, тестируем купоны и промокоды. С 1000 заказов в день в марте выросли до 30 000 заказов в день в мае.

Помимо обновления стратегий и введения внутренних изменений, ретейлеры стараются привлекать новую аудиторию через внешние партнерские проекты с другими компаниями, как, например, сеть «М.Видео-Эльдорадо».

-9

Пресс-служба «М.Видео-Эльдорадо»

Магазины «М.Видео» и «Эльдорадо» выполняют роль точки контакта с онлайн-покупателями, шоурума технологий, места хранения стока. В течение апреля—мая мы запустили ряд партнерских проектов с Ozon, X5, «Почтой России», что позволило привлечь новую аудиторию. Мы запустили ряд сервисов — например, получить консультацию и помощь с выбором техники можно через видеозвонок, вернуть товар — через курьера.

Подписывайтесь на канал, уже вечером выйдет продолжение данного материала: эксперты расскажут о том, чего ждать в ближайшем будущем, как будет меняться спрос и как они планируют действовать в новых реалиях.