Найти тему

Екатерина II – педагог на троне. "Выговоры чинить детям наедине, а хвалить при свидетелях"

Оглавление

Екатерина II прожила 18 лет рядом (но не вместе) с нелюбимым мужем; потеряла возможность воспитывать первого ребёнка, которого у неё сразу же забрали #после родов   (и которого она даже считала подменённым); не имела возможности воспитывать второго ребёнка, потому что тот был незаконнорожденным.

/начало в этой статье/

“Наставление по воспитанию внуков”

Не реализовав себя как #мать , Екатерина II решила, что уж в качестве #бабушки ей никак нельзя совершать ошибок.

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

Поэтому с рождением внука-первенца она написала целое руководство “Наставление по воспитанию внуков”, в котором изложила основы воспитания #личности ребёнка, актуальные и для нашего времени: естественность и свобода в сочетании с разумными ограничениями.

Екатерина II с внуками и их родителями на прогулке в Царскосельском саду
Екатерина II с внуками и их родителями на прогулке в Царскосельском саду

Вот некоторые выдержки из этого руководства:

○ Никаких перин — только закаливание.
○ Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве перекуса между приемами пищи — давать только черный хлеб.
○ Играть могут сколько угодно, ведь детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.
○ Когда упадут или ударятся обо что, немного то уважать, и слезы запрещать.
○ Да будет одежда Их Высочеств летом и зимою не слишком теплая, не тяжелая, не перевязанная, не гнетущая наипаче грудь.
○ Летом купаться, сколько сами пожелают, лишь бы пред сим не вспотели.
○ Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.
○ Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.
○ Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.
○ Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.
○ Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда того достойны, при свидетелях.
○ Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.
○ К учению не принуждать детей и за учение не бранить.
○ Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.
○ Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.
○ Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.
○ Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.
○ Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
○ Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.

Ну разве можно не согласиться хотя бы с одним из перечисленных воспитательных принципов? Все просто в точку!

Внуки Екатерины II - Александр и Константин
Внуки Екатерины II - Александр и Константин

Взгляды на детство во времена Екатерины II.

В те времена наук, изучающих #детство , как особый этап человеческой жизни, ещё не было, поэтому в царских семьях ребёнка до пяти лет считали младенцем (сегодня #младенцы – #дети до года ), и соответственно к нему относились – просто берегли, как могли.

После пяти лет #младенец переходил в категорию взрослых (с некоторой оговоркой), его начинали одевать во взрослую одежду, парики, тяжелые украшения, и даже вменяли ему выполнение некоторых государственных обязанностей: посещение многочасовых приёмов и парадов, церковных служб. Не всякий #организм ребёнка мог выдержать такое.

Детей одевали как взрослых, только маленького роста
Детей одевали как взрослых, только маленького роста

Хочется сразу оговориться, что отношение к детству в царских семьях и в в царских семьях простого народа было, по видимому, совершенно разное.

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

В то время как #царский отпрыск до пяти лет считался младенцем, «Мужичок с ноготок» из поэмы Н.А.Некрасова (пусть по времени чуть позже) в шесть лет уже был МУЖИКОМ!)))

Ему только "шестой миновал...", а уже может управляться с лошадью
Ему только "шестой миновал...", а уже может управляться с лошадью

Кстати, о разнице старых и современных взглядов на детство будет отдельная статья.

/продолжение следует/

Спасибо, что дочитали!
Буду благодарна за ЛАЙКИ и КОММЕНТАРИИ.

Всем мира и добра!