Найти тему

Простой метод описания бизнес-процессов

Оглавление

В любой компании разных бизнес-процессов как минимум несколько. Примеры бизнес-процессов:

  • Основной рабочий процесс продаж товаров/услуг
  • Дополнительный процесс продаж сервисного обслуживания и продлений лицензий
  • Процесс найма и стажировки персонала
  • Процесс закупа для собственных нужд
  • Производственный процесс
  • Процесс доставки
  • Процесс оказания услуг сервиса
  • Маркетинговый процесс
  • Процесс обучения и переподготовки кадров

Иногда бизнес хочет внедрить CRM для автоматизации своих процессов. Иногда бизнес даже хочет сделать это самостоятельно. Или бизнесу важно контролировать работу подрядчика по внедрению CRM. В целом, не важно, по каким причинам может возникнуть задача для описания своих рабочих процессов. Если они будут у вас описаны, то это может облегчить жизнь интегратору CRM и сократить сроки внедрения и даже его стоимость.

Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Но тогда нужно понимать, что как бизнес-процесс описан, так его интегратор и настроит в CRM. Иногда лучше доверить вопрос описания бизнес-процессов профессионалам.

Но если же вы хотите описать свои бизнес-процессы самостоятельно, то встаёт вопрос выбора методики, которых очень много. Все они в чём-то хороши, каждая по-своему, в этой же статье рассказываю о методе описания бизнес-процессов, который мы в нашей компании считаем самым простым и доступным.

1. Выделяем основной бизнес-процесс

Предположим, что мы с вами открыли барбершоп и теперь хотим понять, какой у него будет основной бизнес-процесс. Скорее всего это будет стрижка клиента, поэтому основной бизнес-процесс мы так и назовём: Обслуживание клиента.

2. Разделяем основной бизнес-процесс на этапы

В таблице выписываем последовательные этапы основного бизнес-процесса.

Основной бизнес-процесс, разделённый на этапы
Основной бизнес-процесс, разделённый на этапы

3. Выделяем вспомогательные бизнес-процессы из основного

Если какой-либо этап включает в себя много подэтапов, требует много времени, предполагает обработку большого количества информации, то выделяем его во вспомогательный бизнес-процесс, который также разделим на этапы позже.

Выделенные этапы основного бизнес-процесса — сами являются вспомогательными процессами
Выделенные этапы основного бизнес-процесса — сами являются вспомогательными процессами

4. Разделяем вспомогательные бизнес-процессы на этапы

Мы это уже делали с основным бизнес-процессом. Со вспомогательными нужно сделать то же самое.

Вспомогательные бизнес-процессы также разделены на этапы
Вспомогательные бизнес-процессы также разделены на этапы

5. Проходим все бизнес-процессы поэтапно и описываем каждый этап

Каждый этап в итоге должен содержать следующие данные:

  1. № этапа
  2. Название этапа
  3. Ответственный
  4. Участники
  5. Результат
  6. Комментарий

Вот так будет выглядеть основной бизнес-процесс после детализации:

Детализация основного бизнес-процесса
Детализация основного бизнес-процесса

6. Нормализация этапов бизнес-процессов по принципу передающегося с этапа на этап результата

Когда все бизнес-процессы, и основной, и вспомогательные детально расписаны — анализируем их, чтобы каждый этап имел чёткий результат своего выполнения, который передаётся на вход следующего этапа процесса и является необходимым ключевым условием для выполнения следующего этапа. То есть пока нет результата с предыдущего шага — невозможно к начать выполнению следующего шага.

Если это условие не выполняется, то возможно надо объединить два этапа в один или как-то иначе переописать этапы бизнес-процесса.

Для того, чтобы более глубоко разбираться в описании бизнес-процессов — читайте книги и изучайте другие материалы Михаила Рыбакова, на основании которых и написана данная статья. Ссылка на сайт Михаила Рыбакова: https://mrybakov.ru/