Формат апарт-отелей пока не стал обыденностью на российском рынке, но инвесторы Москвы и Петербурга уже успели оценить перспективность этого направления. За год до коронакризиса вложить средства в апарты означало получить пассивный доход без головной боли в виде управления недвижимостью. Сегодня же, когда все сферы экономики под ударом, апартаменты кажутся спорной и даже рискованной инвестицией.
Первая реакция
С началом карантина загрузка отелей ожидаемо упала: внешний туризм стал недоступен, но и большинство поездок внутри страны отменяется или переносится. В этой ситуации пострадали и апарты, которые были сданы на короткий срок.
По словам Карины Шальновой, директора компании RBI PM, важнейшим решением в первые месяцы кризиса было начать сдавать объекты на долгий срок:
«Нашей главной задачей было сохранить доход для инвестора, чтобы доказать свой профессионализм. Уже в середине февраля было понятно, к чему все идет, поэтому мы отказались от посуточной аренды в апарт-отеле ARTSTUDIO Nevsky в пользу долгосрочной. И при общей загрузке отелей Петербурга в мае 7% у нас была загрузка в 38%».
Как правило, апартаменты бронируются через сайт-агрегаторы, поэтому пришлось поменять и подход к поиску клиентов. Лучшей реакцией на это, по мнению Карины Шальновой, было начать работать с агентством недвижимости: оно дало уникальную конверсию и запустило сарафанное радио.
Также клиентами апарт-отеля ARTSTUDIO Nevsky стали и некоторые инвесторы. Многих привлекла приватность проекта: в многоквартирных домах больше людей, но хуже сервис.
Посмотреть на кризис как на возможность
Помимо того, что апарт-отели дают пространство для маневра на случай кризиса, они все также остаются перспективным вложением денег и в глобальном смысле. Ослабление карантинных мер летом показало, что люди ждут малейшей возможности начать жить обычной жизнью и восстанавливать деловые связи. Учитывая, что Петербург является центром притяжения для туристов и бизнесменов, вкладывать деньги в гостиничную сферу разумно.
«Сейчас действительно хорошее время для инвестиций в апарт-отели. Если в кризис 2014 года упал спрос на жилую недвижимость, то сейчас просела коммерция. Снизилось количество предложений, девелоперы боятся запускать новые проекты, а это значит, что через 3-4 года в этой сфере будет дефицит», – уверен Михаил Гущин, директор по маркетингу Группы RBI.
Разумеется, нет гарантий того, когда именно рынок стабилизируется, поэтому стоит вдумчиво выбирать объект. Главное, на что стоит обращать внимание, по словам Михаила, это расположение апарт-отеля. Самыми привлекательными для туристов и предпринимателей остаются исторический центр, Московский и Приморский районы.
Большим проектам в удаленных районах или за городом лучше не отдавать предпочтение: Михаил считает, что этот сегмент будет восстанавливаться в последнюю очередь.
Апартаменты или квартиры?
Часто инвесторы сомневаются: лучше вложить деньги в жилую недвижимость или приобрести один-два юнита в апарт-отеле. Конечно, квартиры, как и апартаменты, можно сдавать и посуточно и на долгий срок, подстраиваясь под условия.
Михаил Гущин уверен, что сдавать жилье на короткий срок – это всегда целый пул проблем. Во-первых, может возникнуть недопонимание с другими жильцами. Во-вторых, обслуживание квартиры, сдающейся посуточно, отнимает очень много времени.
«Сдавать посуточно квартиру – это вторая работа. Конечно, так можно заработать больше, но не будет ли это в ущерб основной деятельности инвестора? Конечно, можно обратиться за помощью в управляющую компанию, но тогда и выгоды существенной не будет».
Вдобавок апарт-отель может предложить сервисы, недоступные в многоквартирном доме. Потенциальных арендаторов все чаще привлекает особая инфраструктура отеля: возможность заказать уборку, круглосуточная охрана, собственный ресторан и приватность.
О других изменениях на рынке апартаментов можно послушать в записи эфира с участием Карины Шальновой и Михаила Гущина: https://youtu.be/cdYJ9BJmF1k.