Найти тему
Попризанятнее

Форсаж. Как много в этом слове... или нет?

Супер-пупер-крутой режим ускорения, сравнимый по мощности вот разве что с ультра-мега-межгалактическим бластером? Ну-у-у или как-то так.

Форсаж используется в ситуациях, когда необходимо резкое ускорение, когда нужно "рвануть" - на взлете, при маневрировании в бою, при наборе сверхзвуковой скорости.

Первый результат по запросу "Форсаж" в Яндекс.Картинках.
Первый результат по запросу "Форсаж" в Яндекс.Картинках.

Как вы знаете из предыдущей статьи, продукты сгорания топливо-воздушной смеси расширяются на турбине, и затем попадают в сопло двигателя, но у двигателей, умеющих в форсаж, есть дополнительная камера сгорания между турбиной и соплом. Она так и называется - форсажная камера. Газ после турбины все еще имеет высокую температуру, но при этом в нем остается часть кислорода и топлива, которые не сгорели в основной камере. Остается лишь впрыснуть топлива и воспламенить.

Разрез двигателя General Electric F404, который устанавливается на многие американские истребители.
Разрез двигателя General Electric F404, который устанавливается на многие американские истребители.

Причем, воспламенение топливо-воздушной смеси с помощью свечей происходит только в момент включения форсажа, далее горение продолжается само по себе.

Одно из концептуальных отличий военной техники от гражданской заключается в подходе к экономичности. Гражданская создается с прицелом на максимальную экономичность, долговечность и ресурс. Для военной техники это бессмысленно, поскольку один точный выстрел из соответствующего орудия, и ресурс исчерпан.

В случае с истребителем, нужна максимальная отдача двигателя. В ход идут любые меры, в том числе в жертву приносится топливная экономичность. Другой нюанс в том, что у двигателя есть и предельные режимы, работать на которых он может, но как бы не очень долго.

Например, вы можете раскочегарить двигатель автомобиля до красной зоны тахометра, набрав 5000-6000 об/мин, но буквально минута счастья и мотору конец. В турбо-реактивном двигателе ограничивающим фактором становятся лопатки турбины, которые могут выдержать только определенную температуру.

Видовое разнообразие лопаток впечатляет. Обратите внимание, что крепление к ротору у них тоже бывает разным. (изображение с сайта sifco.com)
Видовое разнообразие лопаток впечатляет. Обратите внимание, что крепление к ротору у них тоже бывает разным. (изображение с сайта sifco.com)

Как видите, форсаж это не более чем способ утилизации отходов сгорания топливо-воздушной смеси. Хоть и довольно изящный с инженерной точки зрения.

Напоследок, приведу пару интересных фактов:
- Французское слово "форсаж" используется исключительно в русском языке. Сами французы называют форсаж postcombustion. Это же слово используют испанцы. Остальные европейские языки тоже используют двухсоставные слова, означающие послеподжиг. Afterburner у англичан, postbruciatore у итальянцев, nachbrenner у немцев.
- Одним из критериев, определяющих пятое поколение истребителей является способность летать на сверхзвуке без использования форсажа.

Спасибо, что дочитали. Я надеюсь, что статья была познавательной и интересной, но если нет - обязательно напишите в комментариях, и мы вместе решим, что нам делать с этою бедой:)

Авто
5,66 млн интересуются