Найти тему

Равенство по-шведски

Принято считать, что в Швеции существует некий единый взгляд на многие вопросы - например, равенство или налоги. Это огромный стереотип. На эти вопросы существуют очень разные взгляды в обществе, и это становится понятно, как только начинаешь свободно говорить по-шведски, понимать мнения экспертов по телевизору, дебаты, статьи; читать форумы и соцсети.

Например, все согласятся, что мужчины и женщины имеют равную ценность. Но что это значит на практике, выполняется ли это в Швеции, и как это (и надо ли?) улучшить - на это есть очень разные взгляды.

Например, недавно у меня вызвали интерес дебаты на эту тему между министром равенства от левой партии Зелёных Осой Линдхаген (на фото в розовом) и лидером правой партии "Христианские демократы" Эббой Буш (в чёрном). (Тут надо отметить, что, как я уже писала в моей статье про женщин-политиков, даже христианская партия в Швеции не против абортов, разводов или однополых браков).

Фото Expressen
Фото Expressen

Вот вопросы, которые они обсуждали.

  • Нужно ли выплачивать дополнительное пособие женщинам, которые - уже после декретного отпуска - выбирают не работать, а быть дома с детьми (путь домохозяйки)? Нужно ли законодательно выделять декретные месяцы для пап? (Сейчас любой отец в Швеции обязан взять минимум три месяца декрета, можно больше).

Примечание: Домохозяйки это огромная редкость сегодня в Швеции - это или жёны миллионеров (и то минимальный их процент), или беженки из Африки и с Ближнего Востока.

Вот, как проходили дебаты.

Христианские демократы (ХД):

  • Многие пенсионерки сегодня имеют мизерную пенсию, которой едва хватает на еду, потому что когда-то долго были дома с детьми. Нужно защитить таких женщин в старости, дав им сегодня доход, на котором базируется пенсия, даже за труд домохозяйки.

Зелёные:

  • Если дать домохозяйкам отдельное пособие, во-первых, женщины начнут массово не работать, что навредит государству и равенству, и во-вторых, все сотни тысяч жён беженцев так никогда и не выучат шведский и не выйдут на работу. А государству нужно, чтобы женщины работали, а не сидели на пособии. Это лучше и для детей - видеть, что родители работают.

ХД:

  • Сегодня у многих женщин диагностируют выгорание, а если они сами смогут решать, как им жить, и их не будут за это наказывать, то им будет легче. Поэтому что касается выделенных декретных месяцев для пап, - мы против. Женщины, и семьи, достаточно компетентны, чтобы самостоятельно, без вмешательства государства, решить, как им делить декретный отпуск. ("Например, - часто отмечает молодая лидер ХД Эбба Буш, - в моей семье декретный отпуск полностью брал мой бывший муж").

Зелёные:

  • В Швеции в первой стране в мире мужчины стали массово брать декрет. И оказалось, что им это по силам, они стали разбираться в домашних делах и чувствовать себя в этом комфортно, тем самым дав женщинам возможность не останавливать своё развитие. А если не выделять месяцы для отцов, то они и не будут этим заниматься. Вы хотите откатить назад весь прогресс феминизма, сделать так, чтобы больше женщин были домохозяйками, а ведь мы так боролись за равенство на рынке труда. И мы (левый блок) не хотим государственными деньгами спонсировать систему, которая откатывает назад равенство, и стимулирует, соответственно, неравенство. Кроме того, мы хотим, чтобы у пап была возможность сблизиться с детьми, а у детей - видеть папу и чувствовать его заботу.

ХД:

  • "Откатить прогресс феминизма"? То есть вы хотите сказать, что государству виднее, что для женщины лучше, это по-вашему феминизм? А женщины по-вашему не могут сами решить, что для них равенство и сколько им брать декрета?..

Потом обсуждали преступность, сказали, что 45% женщин в возрасте 20-24 года не чувствуют себя в безопасности на улице после наступления темноты. Как бороться с этим?

  • Христианские демократы считают, что виноваты короткие тюремные сроки за нападения и переполненные тюрьмы - тысячи осужденных преступников сейчас находятся на свободе, потому что для них нет места в тюрьмах, и в это время они совершают новые преступления, в том числе на сексуальной почве.
  • Зелёные считают, что они уже сделали достаточно для безопасности женщин, введя самое строгое в мире законодательство против изнасилований (сейчас, чтобы мужчина получил срок, не обязательно, чтобы женщина говорила "нет" или как-то выказывала свой протест - достаточно того, что она "активно не выражала согласие" - ссылка). И вообще в преступлениях против женщин виноваты "деструктивные нормы мужественности".
  • Христианские демократы считают, что обсуждать нормы это прекрасно, но возможно лучше начать с того, чтобы сажать преступников в тюрьмы. И еще они хотят депортировать иностранных граждан, осужденных за сексуальные преступления. Сейчас никто им не мешает оставаться в стране и дальше, при определенном миграционном статусе.

Мне очень понравились дебаты, потому что некоторые доводы обеих сторон (особенно в вопросе декретного отпуска) вызывают у меня отклик. Здесь не всё так просто. Я бы не хотела, чтобы государство вмешивалось в жизнь семьи и навязывало людям, как "правильно" жить. Но я согласна с тем, что в Швеции был достигнут огромный прогресс, которого нет в большинстве стран мира - женщины имеют достойные зарплаты, а мужчины участвуют на равных в быту, - очень не хочется это потерять.

Так что же такое "равенство"? Некоторые считают, что равенство это когда декретный отпуск делится строго 50/50 между родителями, когда оба партнёра в семье работают. А некоторые - что равенство это когда люди могут решать эти вопросы, как им удобно. А как вам кажется?

...Напоследок, про знаменитый стереотип про Швецию - что в Швеции нет слов "мама" и "папа", а есть "родитель номер один" и "номер два". Это так смешно, что даже странно комментировать, но на всякий случай напишу - нет, это неправда. Дети по-прежнему называют своих родителей "мама" и "папа".

Однако меня тоже немного корёжит, когда во всех официальных документах пишут не "родители" или "кто-то из родителей", а vårdnadshavare ("опекун"). И опеку над своим ребенком родители делят с государством, которое играет огромную роль в жизни семьи. Например, весной 2020 года, на самом пике коронавируса, когда умирали по сто человек в день, многие родители захотели оставить детей дома, на домашнем обучении. Они следили за учебной программой и отсылали каждый день домашние задания. Некоторые родители просто беспокоились за детей, а в некоторых семьях были родственники из групп риска. Школы в ответ на это стали угрожать пожаловаться в социальную службу, т.к. у родителей нет такого права - не пускать ребенка в школу во время пандемии. Для меня это было очень странно.

Спасибо, что читаете меня. Если вам интересно - подписывайтесь на мой канал.