Поговорим о самооценке продавца. Что такое самооценка продавца? Зачем она нужна? Как ее повысить?
Самооценка вообще вещь достаточно важная для всех людей. Люди с пониженной самооценкой как правило мало чего добиваются. Люди с пониженной самооценкой не могут себя преодолеть, ставят себе стеклянные потолки и ментальные барьеры и в итоге остаются неудачниками.
Продавец – один из таких людей.
Если вы в себя не верите, вам тяжело продавать. Без высокой самооценки вам будет очень трудно работать с клиентами.
Когда вы приходите к клиенту, он, конечно же, сразу увидит, что самооценка у вас достаточно низкая. Людей с низкой самооценкой мало кто поддерживает и мало кто хочет им каким-то образом им помочь. Особенно в продажах. Скорее всего вас попытаются опустить еще ниже. Над вами клиент будет измываться, отрываться, потому что люди с пониженной самооценкой вызывают желание еще больше их попинать, еще больше повытирать о них ноги. Так устроен мир.
Есть, конечно, люди добрые, которые погладят по головке, но не факт что при этом купят. Покупать у человека, который себя не ценит и не любит, это себя не уважать.
Мы покупаем у успешных. У тех, у кого все получается. Мы покупаем у тех, кто излучает успех. У человека, который излучает неудачу вокруг себя, покупать что-то, отдавать ему свои деньги люди не хотят и даже опасаются. У многих есть боязнь заразиться этой неудачливостью.
Поэтому самооценка продавца вещь принципиально важная.
Разберёмся же почему самооценка бывает низкой.
Самооценка продавца в первую очередь зависит от его результатов продаж.
Если результаты не очень, то продавец начинает думать: что-то я какой-то неудачливый, что-то я какой-то не очень правильный, со мной не всё в порядке. Может быть это всё вообще не моё.
Продавец начинает бояться контактов с клиентами, бояться клиентов, бояться новых неудач, бояться услышать слово "нет" от клиентов.
И от этого продажи идут еще хуже и успехов нет. И самооценка падает еще ниже.
Нужно перестать бояться, запретить себе бояться. Понятно, что сказать это легче, чем сделать, но ваша задача просто отбросить этот страх. Просто сказать себе: ну что самое страшное может случиться, если я вот сейчас пойду на новую встречу, на новую сделку и опять будет неудача? Я же не умру. И даже скорее всего не потеряю работу прямо вот сегодня. Я перешагну через эту неудачу и пойду дальше. Я не буду бояться. Буду настраиваться на успех.
Нужно вырабатывать уверенность в себе. В слове уверенность корень "вера". И поэтому нужно начать верить в себя. Это все как бы вроде нематериальные такие вещи, к которым многие относятся со скептицизмом. Но никуда от этого все равно не деться. Вам нужно начать в себя верить, только тогда у вас появится какая-то уверенность, появится уверенность – начнет повышаться самооценка.
Что еще делать чтобы поднять вашу самооценку?
Начать фиксировать все свои успехи.
Даже самые маленькие. Заведите журнал успеха. Получилось что-то сделать хорошо, получилось пройти секретаря, получилось завершить сделку с первого звонка, получилось на каком-то этапе продаж сделать задуманное – зафиксируйте это в своем журнале, запишите это.
Потом, когда у вас будет очередной упадок моральных сил, открывайте журнал, листайте, смотрите, убеждайте себя, что с вами еще не все потеряно, что вы еще очень даже ничего и вполне себе перспективный продавец.
Ваша задача фиксировать эти успехи и заряжаться ими.
Следующая ваша задача: начать себя любить.
Еще одна проблема у таких продавцов: они начинают сравнивать себя с лучшими продавцами в компании. И от этого у них самооценка падает еще ниже.
Пока вы сами не стали лучшим, пока вы на начальной стадии карьеры, не надо сравнивать себя с лучшими. Сравнивайте себя только с самим собой: с самом собой вчерашним. Ваша задача – изо дня в день становиться лучше, профессиональнее, успешнее.
Если вы сегодня хуже чем вчера, есть повод расстраиваться. Но расстраиваться это негативная эмоция. Продуктивная эмоция: злость. Она толкает на то, чтобы начать что-то предпринимать, что-то делать, как-то исправлять ситуацию.
Если же вы видите рост, если вы видите, что сегодня вы сделали больше звонков, больше успешных звонков, больше продаж, увеличили сумму сделок – это успех. Радуемся. Гордимся. Заносим это в журнал успеха.
Фиксируем, что стали лучше. И продолжаем оттачивать свое профессиональное мастерство.
Найдите себе какие-то точки приложения усилий в области продаж, над которыми вам именно сегодня будет работать легче.
И легче будет добиваться заметных улучшений, чтобы иметь мотивацию двигаться дальше и не опускать руки. Не получается пока у вас проявлять харизму и влиять на клиента, не циклитесь на этом. Оттачивайте технику прохождения секретаря, работу с возражениями и т.д. Читайте книги, смотрите видео в ютюбе, чтобы получить новые знания по продажам. Ходите на тренинги если у вас есть такая возможность.
Вы не можете взлететь на вершину одномоментно. Если сегодня вы плохой продавец, завтра утром вы гениальным не станете. Это опыт и практика. Вы не сможете освоить за короткое время все навыки продаж. Это очень тяжело и малореально. Идите постепенно, шаг за шагом. Осваивайте маленькие вершины, добивайтесь маленьких побед.
За маленькими победами придут и большие. Шаг за шагом вы будете себя преодолевать, становиться лучше себя вчерашнего и постепенно начнете обгонять и других продавцов. И тогда уже вы сможете себя сравнивать с другими. Когда вы находитесь в нижней точке, сравнивать себя с теми кто наверху неправильно. Это усугубляет пониженную самооценку.
А самооценку, как мы уже поняли, надо беречь. Холить и лелеять. Себя надо любить и уважать.
Поэтому движемся к цели маленькими шагами, добиваемся успехов, заносим их в журнал, вдохновляемся и увеличиваем количество и качество успехов, а с ними и самооценку.
И вскоре окажемся на вершину. И все сравнения с другими продавцами будут в вашу пользу. И всё это будет подкреплено высокими продажами, а стало быть высокими комиссионными.
Успехов!
Если вам нравятся мои статьи подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.