422. В 1928 году, видный немецкий синолог, Рихард Вильгельм, недавно возвратившийся после длительного пребывания в Китае, отослал Юнгу рукописный перевод алхимического трактата даосского происхождения «Секрет Золотого Цветка».
Он попросил Юнга написать психологический комментарий к тексту. Эта работа погрузила Карла Юнга в самое сердце китайской алхимии. Я уже писал о чудесах в нашей жизни. Встреча с Вильгельмом перевернула Юнгу всю жизнь. Что же выяснил знаменитый психиатр?
1. Китайская алхимия, подобно алхимии Запада, занимается, прежде всего, трансформационным символизмом человеческой души. Хотя древние даосы утверждали, что краеугольной задачей алхимии является обретение бессмертия, их «золотой цветок» вечности не слишком отличался от «философского камня», высшей цели средневековых алхимиков.
2. Есть разные мосты. Радужный мост соединяет современную глубинную психологию с гностиками древности. Исторический мост, связывает прошлое с настоящим. А мост, открытый Юнгом, связывал западные традиции и дисциплины с даосскими мудрецами Срединного царства.
Рихард Вильгельм высоко оценил творческий энтузиазм Юнга.
Китайская мудрость и доктор Юнг независимо друг от друга спустились в глубины человеческой коллективной души и прошли через реальности, оказавшиеся столь схожими по причине равного укоренения в истине. Это доказывает, что истина может быть достигнута из любой точки старта, если копать достаточно глубоко, и согласие швейцарского ученого с древними китайскими мудрецами только доказывает, что обе стороны правы, поскольку обе нашли правду.
В чём же заключается эта правда? Какую тайну открыл Юнг, которая изменила его жизнь?
Противоположности, проистекающие из эзотерической природы зарождения человеческой души, сталкиваются в алхимическом сосуде духовной трансформации и после множества сражений, ранений и неизбежных смертей, наконец, сливаются в нерушимое целое согласованных пар. Алхимическим сосудом духовной трансформации даосские мудрецы называли тело человека.
Лунная Царица и солнечный Царь (представленный в Китае символами Инь и Янь) живут среди нас, провозглашая обещание философского камня или золотого цветка, которыми нам суждено стать самим.
"Китайская связь" показала Юнгу, что алхимия основана на универсальных архетипических принципах, которые одинаково подходят древним гностикам, даосским мудрецам и современным психологам.
Так Юнг нашел в алхимической символике одно из самых крепких связующих звеньев между душами восточных и западных народов. Заключением его совместной работы с Вильгельмом могут послужить следующие слова: «Цель моего комментария в том, чтобы попытаться построить мост психологического понимания между востоком и западом».
В сновидениях 1925, 1926 и последующих годов, Юнг зачастую оказывался в старинных зданиях, окруженный алхимическими манускриптами редкой красоты и загадочности. Впечатленный этими образами, Юнг собрал библиотеку произведений искусств, представляющую собой, возможно, одну из лучших частных коллекций в этой области. Вдобавок, он сохранил фотокопии огромного количества раритетов из различных коллекций по всему миру.
У Юнга выработалась привычка размышлять над иллюстрациями основных алхимических рукописей в оригинале и услаждать взгляд поразительной образностью, запечатленной в ярких красках и причудливой форме. Неиссякаемое разнообразие их сокровенных образов и описаний делало привычку эзотерическим упражнением по изменению и расширению сознания.
В 1925 году, спустя годы напряженных исследований и внутренних трансформаций, Юнг впервые представил миру некоторые из своих открытий.
В окружении роскошного сада, элегантной обстановки, превосходного вина и прохладительных напитков, выдающиеся и знаменитые гости мадам Ольги Фребе-Каптейн засвидетельствовали возрождение АЛХИМИИ в ее психологическом воплощении двадцатого века.
Юнг выявил алхимический символизм, наглядно представленный в сновидениях современных людей, тем самым установив, что алхимия живет в современных умах, как она жила в древней Александрии или средневековой Европе.
В течение последующих лет, Юнг работал с еще большим усердием, расширяя и углубляя свои алхимические исследования. Его работоспособность достигла высшей точки в шедевре, увидевшем свет в 1944 году, и нареченном «Психологией и алхимией».
Отзывы были просто уничтожительными. Так чувствует себя автор на Дзене, когда в его адрес обрушивается шквал негатива, если поднятая тема требует альтернативного размышления.
Большинство критиков назвали труд Юнга сомнительной и бесполезной предвестницей современной химии. Мол время алхимии давно ушло. До сих пор общественное мнение негативно относится к алхимии. Во всяком случае не серьезно. А зря.
Благодаря К. Юнгу, алхимия получила импульс к жизни. Какой стала алхимия сейчас? Какое чудо творения сотворил знаменитый психоаналитик? Об этом в следующей статье. Благодарю за внимание!
В статье использованы материалы статьи К. Юнг и алхимическое возрождение