На примере карбюраторного двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 2109 перечислим самые "популярные" неисправности его топливной системы и их признаки и причины. Более подробно причины неисправностей и способы их самостоятельного устранения изложены в соответствующих статьях на twokarburators.ru.
Источник информации - статистика востребованности материалов сайта twokarburators.ru по данной теме за текущий год.
Топ-5 неисправностей системы питания карбюраторного двигателя
1. Богатая топливная смесь.
Двигателю автомобиля так или иначе всегда нужна обогащенная топливная смесь. В зависимости от режима работы пропорция воздух/топливо может достигать 13-15 к одному. В случае неисправности она, в силу определенных причин может стать 5/1 и вообще не воспламеняться.
Признаками работы двигателя на слишком богатой топливной смеси могут служить: черный нагар на электродах свечей зажигания, черный дым из глушителя, холодный двигатель легче запускается чем горячий, большой расход топлива, снижение мощности и приемистости двигателя.
2. Бедная топливная смесь.
Увеличение доли воздуха по отношению к доле бензина в топливной смеси приводит к ее обеднению.
Соотношение в пределах до 1/17 называют обедненной топливной смесью. На ней двигатель работает в наиболее экономичных режимах, где не требуется мощностных показателей (например, режим холостого хода).
Пределы от 1/17 до 1/19 – топливная смесь бедная. Работа двигателя на ней затруднительна, но возможна. Свыше 1/19 воспламенение смеси будет затруднительно.
Признаки слишком бедной топливной смеси: провалы, рывки, подергивания в работе двигателя при нажатии на педаль «газа», неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, снижение мощности и приемистости, затрудненный запуск двигателя автомобиля, "стрельба" в карбюратор.
3. Не работает указатель уровня топлива в щитке приборов.
В случае, если стрелка указателя постоянно на нуле, хотя в баке есть достаточно топлива, скорее всего поплавок прохудился и утонул или заклинил в нижнем положении, или неисправна обмотка реостата датчика уровня топлива (возможно просто подвижный контакт ее не касается). При этом контрольная лампа резерва топлива может как гореть так и не гореть.
В случае, если стрелка постоянно показывает полный бак, скорее всего, заклинил в верхнем положении рычаг поплавка датчика.
При иных неверных или неточных показаниях указателя уровня топлива на щитке приборов причиной неисправности будет вышедшая из строя обмотка реостата датчика.
4. Нет подачи бензина в двигатель автомобиля.
Прекращение подачи бензина в двигатель – одна из основных неисправностей автомобилей. Ее причиной может служить неисправность одного или нескольких элементов системы питания: бензонасоса, топливного бака, топливных магистралей, карбюратора, фильтров. В такой ситуации двигатель автомобиля может не запуститься вовсе (как холодный, так и прогретый), возможна внезапная остановка двигателя во время движения.
Для точного определения неисправности существует простая проверка. Снимаем шланг с впускного патрубка карбюратора или с выпускного бензонасоса и нажимаем несколько раз на рычаг ручной подкачки топлива на бензонасосе. При возникновении каких-либо проблем с топливоподачей из топливных магистралей, бака или неисправном бензонасосе струя топлива из шланга будет отсутствовать, или будет слишком слабой. Если струя присутствует – неисправен карбюратор.
5. Перегревается бензонасос.
Признаки неисправности: "перегревается бензонасос".
Двигатель глохнет в жаркую погоду при движении в городском режиме (пробки, длительная работа на холостых).
Запуск прогретого двигателя возможен только 10-20 минут стоянки (после некоторого остывания). После непродолжительной стоянки горячего двигателя может возникнуть переобогащение топливной смеси и затруднение запуска двигателя в связи с этим. Переобогащение возникает по причине принудительного открытия игольчатого запорного клапана поплавковой камеры из-за повышенного давления паров бензина в нагретом бензонасосе и подающей к карбюратору магистрали.
Возникают провалы, рывки и подергивания при нажатии на педаль газа. Так как перегретый бензонасос перестает нормально функционировать и качать топливо в карбюратор, уровень топлива в поплавковой камере падает, на работу ускорительного насоса и ГДС бензина попросту не хватает, да еще дроссельная заслонка открывается на большой угол, вызывая обеднение топливной смеси лишним воздухом. Происходит провал или серия провалов.
Примечания и дополнения
Еще пять наиболее распространенных неисправностей топливной системы карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ.
1. Не качает бензонасос.
2. Вода в топливном баке (бензобаке).
3. Засорилась топливная система двигателя.
4. Не работает "обратка".
5. Не работает система вентиляции топливного бака.