Первый канал начал показ сериал "Тобол". Смотреть не пыталась и не собираюсь. Он мне уже не нравится. И вовсе не потому, что я давно потеряла веру в российские фильмы и сериалы, не потому, что еще вчера наткнулась на негативную рецензию и даже не потому, что видевшая первую серию знакомая при упоминании брезгливо поморщилась. Нет, вовсе не поэтому. Я давно уже принимаю чужое мнение исключительно к сведению, а суждение о том или ином произведении составляю сама, по личным впечатлениям. Тут же я нарушила эти принципы. Почему? А потому что автором романа "Тобол" является Алексей Иванов.
Чем же мне так насолил господин Иванов? Кстати, довольно востребованный и популярный в последнее время писатель.
Вероятно, некоторые из моих читателей могут счесть выбранную мною тему не совсем подходящей для канала, посвященного в основном политике. Несколько публикаций о беглом диабетике Навальном, а тут вдруг писатель. Но это не так, и очень скорой, пару абзацев спустя, вы убедитесь, что это другая сторона все той же медали.
Прошу не счесть за дерзость приведенную ниже цитату, но она упорно просится на монитор:
— А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.
— Ужасно не нравятся.
— А вы какие читали?
— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.
— А как же вы говорите?
— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо?
Я ни в коем случае не претендую на ассоциацию с Мастером и в отличие от него я как раз книги Иванова читала, аж целых две штуки "Псоглавцы" и "Пищеблок". Оба произведения классифицируются как триллеры, да еще и интеллектуальные. Один уже экранизирован, а экранизация второго грозит нам в следующем году. Опять же, смотреть не собираюсь. Роман "Псоглавцы" показался мне откровенно скучным, а вот "Пищеблок" вызвал отвращение. Он-то и отвратил меня от писателя Иванова раз и навсегда.
К таланту автора у меня претензий нет. Технически придраться не к чему. Одаренность несомненно наличествует. Это вам не убогая, пещерно-примитивная писанина вроде "50 Оттенков". Иванов умеет писать. Ясно, четко излагает, образно и в то же время экономно, без излишеств. Прекрасно знает матчасть. Но...
Цианид пахнет миндалем, а мышьяк - чесноком. К чему это я? Когда-то мышьяк подмешивали в блюдо с чесночным соусом (Ну когда еще "Новичка" не было), чтобы жертва не учуяла запах яда. Так вот писатель Иванов мастер подмешивать яд в поданное на стол умело приготовленное блюдо. Прочитав его книгу, вы от этого яда не умрете. Будет легкое недомогание, но этот яд осядет в костях, в волосах, в нервах, в мышцах и, главное, в эмоциях и сознании. Он отравит ваше мировоззрение, ваши надежды, вашу душу. Я описываю свои ощущения и допускаю, что большинство ничего подобного не почувствует или даже получит какое-то удовольствие. Ну получают же удовольствие, когда нюхают клей.
Роман "Пищеблок" о пионерах-вампирах. Да, да, самых настоящих. Автор во всех подробностях описывают советский пионерский лагерь со всеми приятными и неприятными реалиями и для остроты сюжета добавляет мышьяк линию мистики. А прототипом графа Дракулы у него выступает ветеран Гражданской войны.
Самое простое объяснение - автор запротоколировал свои воспоминания о пионерском лагере, в котором когда-то провел лето, а чтоб "пипл схавал" добавил вампиров. Просто пионеры давно уже никому не нужны, а тут пионеры-вампиры. Круто же! Ну и схавали. И захвалили и на экранизацию отправили. А знаете почему? А потому что господин Иванов очень тонко, ненавязчиво потрафил ненавистникам не только советского прошлого, а вообще всего русского. Он одним махом все замазал кровью. Ветераны Гражданской войны - людоеды и убийцы, их наследники пионеры - вампиры. Вроде бы сказка. А осадочек остается...
"Псоглавцы" из той же серии. Там описывается умирающая деревня где-то недалеко от разрушенного лагеря для заключенных. И эти самые псоглавцы этакая персонификация власти. Гоняется и жрет людей.
Я ни в коем случае не питаю никаких иллюзий относительно советского прошлого. И никого не оправдываю. Власть, любая, всегда замазана кровью. Но по моему твердому убеждению любое литературное произведение, пусть даже там описываются самые драматические события, пусть там будут жертвы, страдания, катастрофы, пусть разоблачаются преступления власть имущих, но тем не менее оно должно указывать читателю "путь к Храму", путь к свету. Оно должно давать надежду, чему-то учить. А у господина Иванова все пути ведут в непроглядный мрак.
Прошу прощения, что получилось немного мрачновато, но в ближайшее время намерена исправиться и написать фельетон про то, как Зеленский джина нашел и тот исполнил три его желания.