Найти в Дзене

Как внук Николая I Евгений на двух двоюродных сестрах был женат, но счастья так и не обрел…

История морганатических браков многочисленных потомков Николая I интересна тем, что дети, и внуки и правнуки императора, преступая важные для сословного устройства России преграды в виде запрета на нервные супружеские союзы, не всегда обретали долгожданное семейное счастье.

То есть морганатический брак тоже мог быть таким же травматичным, как союз династический, заключенный не по любви, а по соображениям государственной выгоды.

Именно два таких брака пришлось заключить внуку Николая I светлейшему князю Евгению Максимилиановичу Романовскому, герцогу Лейхтенбергскому.

Князь Евгений был сыном дочери Николая I Марии, которая отказалась покидать Родину ради супружества с заморским принцем. Обеспокоенный этим обстоятельством, отец-император был вынужден найти для дочери подходящую партию в России. В итоге он пригласил на русскую службу герцога Максимилиана Лейхтенбергского, внука самого Наполеона и его жены Жозефины Богарнэ. Николай I осыпал будущего зятя наградами и почестями для того, чтобы тот комфортно чувствовал себя в чужой ему стране. Для Марии Николаевны было выделено стотысячное содержание в год и построен прекрасный дворец, позже названный Мариинским.

В браке с герцогом Мария Николаевна родила трех дочерей и четверых сыновей, которые были крещены в православии и позже включены в состав императорского дома Романовых. Их отец скончался рано, поэтому детей воспитывала мать.

-2

Евгений родился в 1847 году. Он получил блестящее военное образование и стал быстро подниматься по карьерной лестнице профессионального военного.

По иронии судьбы две его будущие жены были в родстве со славными русскими военачальниками М.И. Кутузовым и М.Д. Скобелевым.

Первая супруга Дарья Константиновна Опочинина

Ее история могла стать примером для подражания многих девушек из аристократических семей. Еще бы. Дарье довелось стать женой внука императора. Однако ее жизнь оборвалась так трагично, что юные красавицы никогда бы не пожелали себе такой судьбы.

Дарья (или как ее звали дома "Долли") была на два года старше князя Евгения. Все мужчины в ее семье были военными, а прадед Михаил Илларионович смог изгнать из страны самого Наполеона, за правнука которого девушке предстояло выйти замуж.

Самой Долли приходилось часто бывать в Мариинском дворце, где обитали Лейхтенбергские, ведь ее мать была фрейлиной великой княгини. Именно здесь на нее и обратил внимание князь Евгений.

-3

Поведение сыновей, их дружеские застолья и веселое времяпрепровождение волновали Марию Николаевну, поэтому, когда она узнала о романе сына, то решила, что Дарья сможет оказать благотворное влияние на ее Евгения.

Она обратилась к своему брату императору Александру II с просьбой разрешить этот брак. Александр ответит ей, что дат свое разрешение, так как Лейхтенберги «не великие князья, поэтому упадок их рода не задевает интересов России».

Однако все-таки венчание молодых было принято решение провести не в России, а во Флоренции. Состоялось оно 9 января 1869 года. При этом Дарье Константиновне и ее потомкам был дан титул графини Богарнэ (несмотря на протесты французского посла, который был возмущен тем, что потомки Кутузова по воле русского царя получают титул жены Наполеона).

-4

Супруги стали жить в Мариинском дворце. 28 февраля 1870 года Долли благополучно родила дочь. А ее через неделю молодая мать в возрасте 25 лет скончалась от родительной горячки. Ее малютку назвали в честь нее Дарьей.

Князь Евгений был безутешен. Его семейное счастье оборвалось, едва начавшись…

Вторая супруга Зинаида Дмитриевна Скобелева

Воспитанием дочери князь Евгений занимался мало, все заботы взяла на себя его мать, приходившаяся девочке одновременно бабушкой и крестной. Сам же вдовец искал утешение в постигшей его утрате на войне и в разгульных пирах.

А между тем тетушка его покойной супруги Ольга Николаевна в 1877 году познакомила князя со своей младшей дочерью красавицей Зинаидой, которая была прекрасно образована и музыкально одарена. Мать любила одевать дочь в старорусские наряды и любовалась ее красотой, убеждая всех, что ее Зиночка неотразима.

-5

Внушила она это и князю Евгению, поэтому князю ничего не оставалось, как вновь жениться. Венчание состоялось 2 июля 1878 года, молодая супруга также получила титул графини Богарнэ.

-6

Но семейное счастье не осветило супругов. Даже не потому, что брак оказался бездетным, а из-за того, что слишком много мужчин обращали внимание на новоиспеченную графиню.

Вот как писал о красоте Зиночки великий князь Александр Михайлович:

-7

Князь Евгений рядом с такой женой постоянно рисковал прослыть рогоносцем. И скандалы не замедлили себя ждать. В свете много говорили о любовных романах очаровательной графини Богарнэ.

-8

Но больше всего шептались о ее романе с двоюродным братом Евгения великим князем Алексеем Александровичем. Сам он в молодости пережил бурный роман с дочерью поэта Василия Жуковского Сашенькой, который, по слухам, закончился морганатическим браком, расторгнутым Святейшим Синодом. С Сашенькой Алексея насильно разлучили. Великий князь пережил огромное душевное потрясение и так никогда больше и не женился.

Его чувство к Зинаиде Богарнэ оказалось очень серьезным. Он везде сопровождал своего кузена и его супругу. Их назвали «царственной тройкой» («ménage royal à trois») и открыто осуждали. Как вспоминал С.Ю. Витте, сама Зинаида Дмитриевна «большей частью всюду показывалась с великим князем Алексеем Александровичем, а не со своим мужем».

-9

Но век Зинаиды оказался коротким: 4 июня 1899 года после скоротечной болезни в возрасте 43 лет она скончалась в Петербурге и была похоронена рядом со своей двоюродной сестрой Дарьей Богарнэ.

Ее муж ненадолго пережил свою вторую супругу, он умер в возрасте 54 лет 18 августа 1901 года. А 1908 году к ним присоединился и великий князь Алексей Александрович.

Так закончилась история двух морганатических браков герцога Евгения Лейхтенбергского, которые не смогли принести ему счастья.

О судьбе родного брата князя Евгения можно прочитать в статье: