Найти тему
ActivityEdu

Система повышения квалификации педагогов не должна быть унизительной

Оглавление

Коллегия Минпросвещения, состоявшаяся 23 октября, стилем, высокопарными речами, лозунгами и отсутствием значимых решений напоминала партийный пленум: министр Сергей Кравцов и другие выступающие вещали о необходимости обеспечить «успех каждого ребенка», убрать «излишнюю бюрократическую нагрузку», повысить престиж педагогической профессии и вернуть учителя на «пьедестал уважения», но совершенно случайно забыли сказать, каким образом собираются это сделать. Ближе к концу трехчасового заседания глава Минпросвещения объявил, что на декабрь назначен Госсовет, посвященный школьному образованию. О том, какие вопросы предполагается рассмотреть на декабрьском Госсовете и стоит ли педагогам ожидать позитивных изменений, размышляет наш обозреватель, посмотревший трансляцию заседания и изучивший материалы коллегии.

Главные темы и красивые слова

Главными темами обсуждения на коллегии Минпросвещения стали развитие среднего профессионального образования, концепция преподавания предмета «История России» и национальная система профессионального роста педагогических работников.

С докладом по теме совершенствования подготовки и профессионального развития педагогов и развития национальной системы профессионального роста педагогических работников выступил директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения Андрей Милехин.

Подчиненные министра просвещения Сергея Кравцова быстро взяли на вооружение стиль начальника: произносить красивые лозунги, уклоняться от критического анализа реального состояния дел, не говорить о способах достижения цели. Вот и Андрей Милехин, образцовый чиновник Минпросвещения времен Сергея Кравцова, старался формулировать красиво:

Залог успеха и конкурентоспособности выпускника школы – в руках педагога, способного решать задачи государственно-образовательной политики, понимающего и принимающего ценности современного образования, владеющего методикой развития функциональной грамотности и по сути готовящего своих учеников к самореализации в личной жизни и профессии, на благо своей семьи и страны.

Как вы полагаете, верят ли чиновники в то, что произносят? Не буду ничего утверждать, но директор департамента Минпросвещения, докладывающий о национальной системе профессионального роста педагогов, не может не знать, что учителей в нашей стране оценивают не по готовности учеников к «самореализации в личной жизни и профессии», а по результатам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, по умению составлять бесконечные отчеты и собирать правильные бумажки.

Новый порядок приведет к припискам

Совсем грустно становится, когда чиновники пытаются перейти от пустых лозунгов к описанию повседневных процедур. Вот как, например, Андрей Милехин, отвечающий в Минпросвещения за подготовку и профессиональное развитие педагогов, описал новый порядок проведения аттестации:

Персонифицированный маршрут развития молодого учителя может определить его первая аттестация на соответствие занимаемой должности на основе единых федеральных оценочных материалов. Апробация и утверждение нового порядка проведения аттестации на присвоение новых квалификационных категорий, опирающегося прежде всего на анализ динамики результатов обучения и воспитания школьников, в свою очередь, определят вектор профессионального развития опытных педагогов.
Слайд из презентации доклада Андрея Милехина на коллегии Минпросвещения
Слайд из презентации доклада Андрея Милехина на коллегии Минпросвещения

Таким образом, молодой педагог будет проверяться на соответствие должности «учитель» с помощью единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), а для опытных педагогов аттестация на присвоение первой и высшей квалификационных категорий, по предложению министерства, будет осуществляться на основании анализа «динамики результатов профессиональной деятельности по обучению, воспитанию и развитию обучающихся».

Знакомые учителя на новый порядок отреагировали мгновенно: динамика результатов в качестве главного критерия для присвоения квалификационной категории, по их мнению, непременно приведет к припискам и завышению результатов. Кроме того, учителя-предметники не понимают, кто и как будет оценивать их результаты по «воспитанию обучающихся».

Разумеется, никаких подробностей об анализе динамики результатов, равно как и о процедуре аттестации на присвоение новых категорий – учитель-методист и учитель-наставник, – директор департамента не сообщил.

Дефицит педагогов и старение

При обсуждении доклада Андрея Милехина было предоставлено слово Дмитрию Курдюмову, первому заместителю председателя правительства Кировской области. Дмитрий Александрович входит в состав рабочей подгруппы «Образование», которая занимается подготовкой Госсовета, и у него накоплен большой фактический материал о реальном положении дел с педагогическими кадрами в стране.

Одна из очевидных проблем в подавляющем большинстве регионов, которую отмечают учителя, представители школьной администрации, руководители муниципальных органов управления образования, – это дефицит педагогических кадров и их старение: доля молодых педагогов в возрасте до 25 лет составляет около 8%, старше 55 лет – около 25%, средний возраст учителя в России – 45 лет, и он растет. Картина старения педработников особенно характерна для сельской местности.

Читатели могут выбрать между просмотром выступления Дмитрия Курдюмова (с 2:29:00 до 2:36:00 полной записи трансляции заседания коллегии) и ключевыми тезисами, представленными ниже.

Лозунги министра и реальная картина в стране

Для наглядности основные факты и тезисы выступления Дмитрия Курдюмова сопоставлены с красивыми, но абсолютно пустыми лозунгами министра просвещения Сергея Кравцова, произнесенными в процессе заседания коллегии.

Как, к примеру, лозунг министра об «успехе каждого ребенка» соотносится с реальным положением дел? У меня не получается даже просто представить, как Минпросвещения анализирует реальную картину. Только высокопарные слова о том, как у нас все хорошо, а будет еще лучше.

-3

Почему министр ни разу во время коллегии не сказал о заработной плате педагогов? Неужели это запретная для чиновников тема? Неплохо было бы профильному министерству разобраться и доложить педагогическому сообществу, почему доходы педагогов в разных регионах, как сообщает первый заместитель председателя правительства Кировской области, отличаются в 7 раз. И рассказать, что планируется сделать.

-4

Сергей Сергеевич, считаете ли вы существующую систему повышения квалификации педагогов унизительной? Готовы признать, что уровень и содержание программ многих институтов повышения квалификации не соответствует профессиональным потребностям учителей?

-5

Уважаемый министр просвещения, какие решения, направленные на профилактику профессионального выгорания педагогов, вы приняли за время пребывания на своем посту? Что вы сделали, чтобы убрать излишнюю бюрократическую нагрузку, о которой так вдохновенно говорите? Не удивлюсь, если после заседания коллегии Минпросвещения на головы учителей свалится еще один сверхважный отчет – о том, как сокращается излишняя бюрократическая нагрузка.

-6

Многострадальный Госсовет по общему образованию

После выступления Дмитрия Курдюмова министр просвещения анонсировал проведение в декабре заседания Госсовета, посвященного вопросам школьного образования.

Об этом Госсовете имеет смысл сказать несколько слов, все-таки не слишком часто школьное образование попадает в фокус внимания руководства страны. В феврале 2020 года Владимир Путин анонсировал сентябрьское заседание Госсовета. В июне состоялось заседание группы по подготовке Госсовета с рабочим названием «О задачах субъектов РФ в сфере общего образования».

Теплилась надежда, что в сентябре состоится действительно серьезный разговор на важнейшие темы, поскольку рабочая группа рассмотрела вопросы высокой дифференциации уровня качества образования между субъектами РФ и дальнейшего совершенствования системы материального стимулирования педагогических работников с целью повышения качества образования, обратила внимание на необходимость выравнивания возможностей регионов, в том числе с помощью повышения эффективности реализации программы строительства школ, более активного использования механизмов государственно-частного партнерства.

А затем стало происходить нечто странное и непонятное: в середине сентября губернатор Кировской области Игорь Васильев, возглавляющий подгруппу рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Образование и наука», сообщил, что на сентябрьском заседании Госсовета будут обсуждаться вопросы интеграции общего и дополнительного образования, сохранения элементов дистанционного обучения и обеспечения оборудованием всех сельских школ. Повестка дня Госсовета, как легко заметить, претерпела заметные изменения. Материальное стимулирование педагогов с целью повышения качества образования из повестки исчезло, а Госсовет в сентябре вообще не состоялся.

23 октября Сергей Кравцов объявил, что Госсовет пройдет в декабре. Дмитрий Курдюмов, входящий в состав рабочей группы по подготовке Госсовета, сообщил, что эксперты и рабочая группа совместно с Минпросвещения готовят предложения, «направленные на совершенствование нормативной базы, регулирующей вопросы как ликвидации дефицита кадров, так и подготовки кадров в образовании».

Стоит ли ожидать позитивных изменений

Когда на февральском совместном заседании Госсовета и Совета по науке и образованию, проходившем в Большом Кремлевском дворце, Владимир Путин потребовал от чиновников добиваться «реальных позитивных изменений в жизни на местах, в регионах», подумалось, что на сентябрьском Госсовете по школьному образованию вполне могут быть приняты важные решения по материальному стимулированию педагогов и сокращению разрыва между регионами по качеству образования.

Сейчас, после заседания коллегии Минпросвещения, на котором, по большей части, вместо насущных проблем, задач и предлагаемых решений звучали лишь пафосные лозунги, крепнет убеждение, что и в декабре на Госсовете мы ничего не узнаем о реальных шагах по достижению «позитивных изменений в жизни», но услышим привычные слова: надо сделать, надо обеспечить, надо претворить в жизнь и, конечно же, «убрать излишнюю бюрократическую нагрузку». Как говорит коллега: «Сергей Сергеевич Кравцов все-таки достал конспекты выступлений Ольги Юрьевны Васильевой».

Разумеется, буду рад, если мой прогноз относительно декабрьского Госсовета окажется ошибочным.

Источник фото: пресс-служба Минросвещения России

Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.