Найти в Дзене
ShalikArt

Сложно ли рисовать абстракции, и в чем главная задача художника в таких работах.

Многим непосвященным кажется, что абстрактная живопись это своего рода "мазня" без идеи, четкого посыла и смысла. Многие даже смеют утверждать, что любой человек может взять кисть и краски, что-то там хаотично поводить по холсту и у него получится шедевр.

Джексон Поллок, "№5", 1948 год. В 2006 году картина на закрытом аукционе продана за 140 млн. долларов.
Джексон Поллок, "№5", 1948 год. В 2006 году картина на закрытом аукционе продана за 140 млн. долларов.

Во многом такое отношение к абстрактной живописи сформировано тенденциями в современном искусстве последних десятилетий. В целом культура движется в эпоху метамодернизма, в которой главной проблемой художника становится поиск новых способов самовыражения, новых смыслов и содержания художественных произведений, и это проблема современных видов искусств в целом, а не только живописи. Поэтому периодически неподготовленному зрителю приходится действительно созерцать, на их взгляд, сомнительные творения.

Сам Твомбли, "Бахус". Миллионы и миллионы долларов...
Сам Твомбли, "Бахус". Миллионы и миллионы долларов...

Поэтому хотелось бы провести границу между творческим поиском художников в современном искусстве, а также огромным бизнесом построенным на этих течениях и абстрактной живописью, как таковой. У которой есть свои законы, подходы и техники.

В первую очередь надо разобраться, чем абстрактная живопись отличается от той другой "неабстрактной". В первую очередь, на мой взгляд, по способу воздействия на зрителя. Если классический сюжет: натюрморт, пейзаж, портрет это скорее работа с сознанием, то абстрактная картина больше воздействует на подсознание наблюдателя.

"Зарождение", холст, акрил, масло, текстурная паста, 70х70
"Зарождение", холст, акрил, масло, текстурная паста, 70х70

Художник в своем произведении должен заложить образы, намеки и архетипы очень аккуратно и почти незаметно, чтобы созерцающий увидев картину, сразу же за нее вцепился взглядом и при этом до конца не понимал, что ему в ней нравится. И в этом смысле за кажущейся порой простотой техники исполнения и кроется главная сложность в создании хорошей абстрактной работы.

Художник должен "провести" зрителя через свой эмоциональный посыл используя минимальный набор средств художественного выражения.

"Красный и золотой", холст, масло, 30х40
"Красный и золотой", холст, масло, 30х40

Главным образом в ход идут следующие инструменты: работа с цветом, формой, иногда объемом, с ярко выраженным объектом композиции, либо вообще без него. Но набор средств и подходов это скорее тема отдельной статьи.

Подводя итог и отвечая на главный вопрос, а сложно ли создавать абстрактную живопись, можно с уверенностью сказать, что да, это непросто. Главным образом из-за сложности работы с композицией в классическом понимании этого слова для таких работ.

Поэтому в следующий раз когда вам кто-то скажет, что такую "мазню" нарисует даже ребенок, предложите ему повторить.