Сочинение всегда считалось одним из самых сложных видов работы. Оно требует не только определенных навыков и умений, но и хотя бы частицы таланта. Однако ошибочно мнение, что научиться писать ХОРОШО, невозможно.Сегодня поговорим о книгах, которые могут дать рекомендации, помогут выработать алгоритм при создании собственного текста, предостерегут от возможных ошибок.
А.А. Егорова «Как написать сочинение на «5». Учебное пособие»
В книге нет рекомендаций общего плана, зато неплохо рассмотрены все основные произведения школьной программы XIX – XX веков: предложены возможные формулировки тем и прокомментирована каждая; даны варианты вступлений и заключений. Вот, например, раздел «Личность и революция» (направление «Ветер перемен»):
«Работа над данной темой представляет определенные трудности, ибо предполагает не только знакомство абитуриента с содержанием художественных произведений, но и выявляет его умение объединить их общей проблемой, показать различную трактовку писателями роли личности в революции и гражданской войне, разное отношение к изображаемым событиям. Нельзя сводить сочинение к последовательному пересказу идейного содержания романов, не устанавливая между ними логических связей, не делая переходов от одной мысли к другой. (…)Чтобы связать воедино разные произведения, нужно наметить общие моменты, которые и помогут эту связь установить. Например, характеризуя взгляды Фадеева на революцию как стихию, сметающую все враждебное, легко сделать переход к образу главного героя романа Пастернака, который являет собой средоточие сомнений, колебаний, раздумий о цели и методах революции и своем месте в происходящих событиях»
Н.А. Попова «Русская литература. I половина XIX века. Материалы для подготовки к устному и письменному экзамену»
Об этой книге лучше всего скажет сам автор:
«Пособие является учебником нового типа, так как его автор постарался уйти от традиционной формы подачи учебного материала: лекции носят творческий характер, написаны легко и интересно. Автор пособия поставил перед собой задачу не только дать учащимся необходимые знания, но и помочь им по-новому взглянуть на изучаемый предмет, вызвав, прежде всего, их интерес. Многие лекции написаны с привлечением биографических сведений: «А.А. Чацкий и А.С. Грибоедов», «Пускай умру, но пусть умру любя!»«Как написать сочинение. Из опыта вступительных экзаменов в МГУ имени М.В. Ломоносова» составитель Н.М. Елкина
Пособие ценно тем, что приводятся подлинные сочинения абитуриентов МГУ с подробным анализом ошибок и недочетов. После каждого сочинения по определенной теме даны общие замечания к другим сочинениям по этой же теме. Например, тема «Личность и история в пьесе Булгакова «Дни Турбиных» содержит такой комментарий:
«В данном сочинении раскрытие предложенной темы подменено общими рассуждениями о сценической судьбе пьесе… при этом абитуриент обнаруживает поверхностное представление как о тексте пьесы, так и превратное понимание сути описываемых в «Днях Турбиных» исторических событий. Сочинение не содержит подлинного анализа связи, зависимости, невольной включенности героев Булгакова в вихрь событий революции, гражданской войны, их смятения, страха и одновременно неустранимого желания сохранить и в этой ситуации незыблемой для них смысл и ценности прежнего бытия – основы человечности, порядочности, тепла родственных, дружеских, любовных связей, света, уюта Дома. Именно этот двуединый лейтмотив пьесы определяет своеобразное сочетание в ней принципов исторической хроники и хроники семьи, сочетание психологической драмы и трагикомедии русской интеллигенции, соединяющей в своем восприятии революционной исторической судороги и мужественное, аналитическое начало, и детскую непосредственность, растерянность, беззащитностью».
Я.В. Темиз «Как писать сочинение»
Одно из лучших, на мой взгляд, пособий для того, чтобы НАУЧИТЬСЯ писать сочинение. Что реально означает «знать» произведение? Это требование включает в себя и понимание роли произведения в историко-литературном процессе, и текстуальное знание определенных отрывков. Необходимо перечитать (или как минимум пролистать) произведение.
Сделать выписки, которые вы сможете использовать при написании сочинения. Зачем это нужно?
Накануне экзамена практически нереально просмотреть все произведения, включенные в программу. Гораздо проще взять заранее выписанные отрывки и повторить их.
Даже если вам кажется, что вы знаете наизусть «Евгения Онегина» или «Горе от ума», вы не сможете, не сделав предварительных выписок, подобрать нужные цитаты.
Нежелательно пользоваться для подготовки выписок компьютером: собственноручные записи – это, как известно, один из лучших мнемонических приемов, облегчающих запоминаний. Кроме того, экзамены пока проводятся в традиционным способом, следовательно, именно к этой форме работы вы и должны быть готовы технически и психологически.
Используя цитаты, помните, что сочинение не должно быть перегружено ими, а также то, что приводить на память целые строфы и монологи нецелесообразно, потому что вы можете забыть одно слово или знаки препинания в цитате. Выписать нужно ровно столько, сколько вы реально сможете выучить наизусть!
Выписки по одному произведению должны занимать не более одного-двух листов и должно включать: имя, отчество, фамилия автора;годы жизни;название произведения;дату его создания;фамилии и имена главных (или всех действующих) лиц; собственно цитаты-выписки».Все эти пособия надо использовать исключительно для ознакомления, ни в коем случае нельзя пользоваться текстами сочинений этих книг или какими-то другими (например, «500 золотыми сочинениями). Во-первых, далеко не всегда подобные «золотые» сочинения оправдывают свое название. Во-вторых, списанная работа – плагиат – оценивается сразу нулем баллов.
Стоит прочитать, проанализировать, найти достоинства и недостатки, а создавать СВОЙ текст.