Найти в Дзене

Факторинг в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Оглавление

Факторинг — популярный, взаимовыгодный и перспективный финансовый инструмент в развитии сферы государственных закупок.

И вот почему

В последнее время наблюдается заметное развитие сферы госзакупок. Это же касается и факторинговых услуг, оказываемых банками и факторинговыми компаниями в данной сфере.

Государственные, муниципальные и подконтрольные государству предприятия, в осуществлении закупок товаров и услуг должны руководствоваться Федеральными законами 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Если заказчик получает финансирование из бюджета на оплату поставок, то обязан действовать по первому закону. А если ведется самостоятельная деятельность и используются собственные средства, то заказчик может руководствоваться 223-ФЗ.

Отличия

  • 44-ФЗ регулирует процесс закупки от и до, каждый шаг зафиксирован в законе, отступить от строгого регламента заказчик не имеет права. В частности, в соответствии с данным законом заказчики имеют право на максимальный срок отсрочки оплаты - 30 дней. При этом, как правило, заказчику необходимо оплатить поставку не позже 15 рабочих дней.
  • 223-ФЗ, наоборот, дает широкий простор для установления заказчиками собственных условий поставщикам, это относится и к срокам оплаты закупки. В частности, отсрочка оплаты может составлять 6 или более месяцев.

Такие условия оплаты предприятиям-поставщикам создают серьезные ограничения в ведении бизнеса и влияют на заинтересованность в участии в тендерах.

В подобных обстоятельствах на помощь приходит факторинг. При этом если по 223-ФЗ он применялся и ранее, то по 44-ФЗ участие факторов в госзакупках официально разрешено лишь с 2019 года.

Факторинг в госзакупках

Суть процесса мало чем отличается от негосударственных закупок:

  • выиграв торги, поставщик заключает договор с заказчиком о поставке;
  • компания-продавец далее заключает договор с фактором;
  • заказчику направляется уведомление об участии в расчетах третьего лица для внесения изменений в платежные реквизиты;
  • факторинговая компания перечисляет компании-поставщику большую часть от дебиторской задолженности за поставку (до 95%);
  • в соответствующие сроки заказчик полностью переводит оплату фактору;
  • остаток суммы за поставку фактор переводит поставщику за вычетом своих комиссионных.

Государственные учреждения-дебиторы также могут пользоваться услугами факторов: это позволит им выбирать наиболее выгодные для себя сроки оплаты без риска потери интересующих поставщиков.

Плюсы

Преимущества от сотрудничества с факторинговыми компаниями в госзакупках значительные:

  • Поддержка МСП и развитие конкуренции. Небольшим предприятиям наиболее выгодно быстро получить оплату поставки, не теряя средств из оборота компании. Некоторые предприятия совсем не имеют доступа к кредитованию. Появляется возможность активного участия в следующих тендерах. Увеличивается конкуренция, которая позволяет заказчикам выбирать наиболее выгодные предложения.
  • Экономится бюджет как государства, так и самих заказчиков: поставщики, работающие с госзаказом, из-за отсрочки платежа очень часто прибегают к кредитованию. Стоимость взятого кредита закладывается в стоимость поставляемой продукции, то есть заказчик переплачивает лишние деньги. Факторинг обходится поставщику гораздо дешевле, чем кредит.
  • Эффективное планирование: деньги в нужный момент в бюджете часто отсутствуют, факторинг дает возможность совершать закупку в момент потребности заказчика и не зависеть от сроков финансирования из бюджета.
  • Усиленный контроль за исполнением контракта: третья сторона (фактор), независимая от участников сделки, делает процесс оплаты более прозрачным. Также факторинговая компания проводит проверку документации с целью подтверждения факта поставки продукции или выполнения работ. Таким образом исключается возможность коррупции.

Рекомендуется использовать электронный факторинг как наиболее прогрессивный и понятный.

Подробнее о факторинге на: www.factoring.ru