Есть профессии созидательные, нужные обществу - пекарь там, слесарь, врач или учитель. Лесоруб. Машинист.
Польза от пекаря налицо - хлеб. Польза от рабочего завода тоже понятна. Врач лечит, учитель учит.
А зачем нужны менеджеры? Эти паразиты на теле общества? И нужны ли они вообще?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к известной всем жителям бывшего СССР автобиографической повести Николая Островского «Как закалялась сталь». А точнее, к трудовому подвигу Павка Корчагина и его товарищей, после которого Павка потерял здоровье (полная парализация и, кажется, слепота). Повесть основана на событиях из жизни самого Николая Островского.
Напомню, что в повести, помимо прочего, шла речь о строительстве узкоколейки от лесозаготовки до железнодорожной станции Боярка. По этой узкоколейке советская власть планировала перевозить дрова до Боярки, а оттуда по железной дороге до Киева - для отопления города.
Лесозаготовка работала исправно и выдала сложённые в штабеля двести десять тысяч кубометров дров - результат 8 месяцев работы трудармии (пруфы - в тексте повести, кому интересно).
Железнодорожная станция Боярка тоже работала исправно, и была готова перевозить дрова в Киев хоть круглые сутки.
Между лесозаготовкой и станцией 6 вёрст.
В этом тандеме лесозаготовка&станция определённо не хватало одного звена. Был упущен вопрос:
А как дрова должны из лесозаготовки попасть на станцию?
О нем вспомнили внезапно, и комсомольцам было дано задание:
построить в три месяца узкоколейку от станции до лесоразработок – шесть верст – с таким расчетом, чтобы уже через полтора месяца она была доведена до начала сруба. Я этим делом занят уже неделю. Для этого нужно, – голос Жухрая в пересохшем горле заскрипел, – триста пятьдесят рабочих и два инженера. Рельсы и семь паровозов есть в Пуще-Водице.
Я никогда не строила и не видела узкоколейки, но вот как Гугл представляет ее:
Мы видим насыпь (для балансировки), уложенные шпалы, на них закреплены рельсы.
Про насыпь в повести ни слова, то есть, шпалы укладывали на сырую землю, лопатами и кирками долбя ямки для закрепления шпал. Да и фиг с ней, с этой насыпью.
Писатель Михаил Веллер, которому приходилось строить узкоколейку, и который, имея личный опыт, здорово прошелся по повести Островского, вспоминает процесс строительства узкоколейки так:
Так вот. Я как-то на шабашке строил с бригадой узкоколейку в леспромхозе. Валим просеку, обсучковка, режем стволы на шпалы и укладываем, потом рельсы накладываем и пришиваем. По десять часов, в заболоченной тайге, гнус жрет. И за месяц вдевятером сделали километр. Тяжело..
По Веллеру 9 человек проложили километр узкоколейки, сами изготавливая шпалы.
По Островскому у Павки и товарищей шпалы были, правда, внезапно закончились. На 6 километров узкоколейки им понадобилось 350 человек и несколько недель нечеловеческого труда.
Павка был не единственной жертвой узкоколейки, кто-то умер, кто-то сошел с ума.
Так зачем 350 комсомольцам и Павке был необходим менеджер, то бишь, паразит?
- При выборе местонахождения лесозаготовки учесть, что дрова не доползут и не долетят сами до железнодорожных путей. Почему лесозаготовка находилась в шести верстах от станции, кто-нибудь понял?
- Вовремя вспомнить о зиме, Киеве и дровах. Это классика.
- Найти тележку. Павка и товарищи переносили шпалы и рельсы вручную, что добавляло им страданий. Даже если на всю Украину не нашлось ни одной подводы для транспортировки рельсов-шпал и спасения Киева от холода, можно было взять из любой деревни или сделать самим одну тележку, самую задрипанную? Когда изобрели эти тележки - при первобытно-общинном строе?
- Обеспечить доставку шпал, которые, типа, уже были готовы, и находились в Пуще-Водице. к месту строительства узкоколейки.
- Организовать изготовление внезапно закончившихся шпал. Если шпалы не привезли (кстати, а почему, они ж были готовы?), рядом лесозаготовка, на которой лежат уже обработанные штабеля дров. Почему лес для шпал рубили Корчагин и компания?
- Организовать работу 350 комсомольцев, когда они ещё были живы и здоровы. Элементарно 350 человек разделить на 6 километров так, чтобы они не мерли и не сходили с ума от нечеловеческого труда. По 58 человек на километр. Против 9 веллеровских.
17 метров на человека.
А теперь вопросы стратегического менеджмента паразитизма:
- Со времен Петра Первого лес сплавляли. Леса было нужно много для строительства флота, и Петр, понимая, что без паразитов никуда, поручил им организовать лесозаготовку в промышленных масштабах, не уничтожая при этом лесные богатства. Так родился знаменитый указ об описи всех лесов в 50 верстах от больших рек (включая Днепр) и 20 верстах от малых.
Я так и не поняла, почему лес нельзя было сплавить по Днепру. Кто-нибудь знает?
- В 1922 году, то есть, в следующем после строительства узкоколейки, Островский опять заболел, спасая в ледяной воде Днепра дрова для Киева. Ревматизм, потом ослабленный организм подхватил тиф и так далее.
Так в 1922 году вспомнили про лесосплав? Я вообще запуталась.
- При Петре же была организована промышленная добыча угля в Донецком угольном бассейне. Благодаря
управляющемуБахмутскими соляными промысламипаразиту Вепрейському. А в 19 веке началась знаменитая угольная лихорадка в Украине. То есть, про угольное богатство Украины было известно задолго до революции, шахты работали, уголь добывали. На донетчине никаких кровопролитных боев в Гражданскую не вели, и потом, красные и белые - не фашисты, взрывать шахты они бы не стали. Почему Киев в 20-х годах топили дровами, а не углём?
И мягкотка:
Боярская узкоколейка, на которой потерял здоровье и сломал свою жизнь Павка Корчагин, не была достроена.
Виноваты в этом кошмаре Павка (Островский) и комсомольцы?
Конечно, нет. Они на самом деле совершали подвиги. А то, что их подвиги оказались обратной стороной какой-то запредельной некомпетентности, так просто у них не было менеджеров.
Вот и получилась книга как наглядное пособие, как сотни героических комсомольцев без одного менеджера не смогли нормально доставить дрова в город.