Найти тему
Хроники Кукуево

Зачем нужны менеджеры на примере повести «Как закалялась сталь»

Есть профессии созидательные, нужные обществу - пекарь там, слесарь, врач или учитель. Лесоруб. Машинист.

Польза от пекаря налицо - хлеб. Польза от рабочего завода тоже понятна. Врач лечит, учитель учит.

А зачем нужны менеджеры? Эти паразиты на теле общества? И нужны ли они вообще?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к известной всем жителям бывшего СССР автобиографической повести Николая Островского «Как закалялась сталь». А точнее, к трудовому подвигу Павка Корчагина и его товарищей, после которого Павка потерял здоровье (полная парализация и, кажется, слепота). Повесть основана на событиях из жизни самого Николая Островского.

https://yandex.ru/news/story/Komsomolu_100_let_Ot_Pavki_Korchagina_do_CHP_rajonnogo_masshtaba--dea0b25d494673a958bc128f616d0287?cl4url=dea0b25d494673a958bc128f616d0287&title=Komsomolu_100_let_Ot_Pavki_Korchagina_do_CHP_rajonnogo_masshtaba&no_turbo=1
https://yandex.ru/news/story/Komsomolu_100_let_Ot_Pavki_Korchagina_do_CHP_rajonnogo_masshtaba--dea0b25d494673a958bc128f616d0287?cl4url=dea0b25d494673a958bc128f616d0287&title=Komsomolu_100_let_Ot_Pavki_Korchagina_do_CHP_rajonnogo_masshtaba&no_turbo=1

Напомню, что в повести, помимо прочего, шла речь о строительстве узкоколейки от лесозаготовки до железнодорожной станции Боярка. По этой узкоколейке советская власть планировала перевозить дрова до Боярки, а оттуда по железной дороге до Киева - для отопления города.

Лесозаготовка работала исправно и выдала сложённые в штабеля двести десять тысяч кубометров дров - результат 8 месяцев работы трудармии (пруфы - в тексте повести, кому интересно).

Железнодорожная станция Боярка тоже работала исправно, и была готова перевозить дрова в Киев хоть круглые сутки.

Между лесозаготовкой и станцией 6 вёрст.

В этом тандеме лесозаготовка&станция определённо не хватало одного звена. Был упущен вопрос:

А как дрова должны из лесозаготовки попасть на станцию?

О нем вспомнили внезапно, и комсомольцам было дано задание:

построить в три месяца узкоколейку от станции до лесоразработок – шесть верст – с таким расчетом, чтобы уже через полтора месяца она была доведена до начала сруба. Я этим делом занят уже неделю. Для этого нужно, – голос Жухрая в пересохшем горле заскрипел, – триста пятьдесят рабочих и два инженера. Рельсы и семь паровозов есть в Пуще-Водице.

Я никогда не строила и не видела узкоколейки, но вот как Гугл представляет ее:

https://yandex.ru/turbo/komen-dant.livejournal.com/s/785812.html
https://yandex.ru/turbo/komen-dant.livejournal.com/s/785812.html

Мы видим насыпь (для балансировки), уложенные шпалы, на них закреплены рельсы.

Про насыпь в повести ни слова, то есть, шпалы укладывали на сырую землю, лопатами и кирками долбя ямки для закрепления шпал. Да и фиг с ней, с этой насыпью.

Писатель Михаил Веллер, которому приходилось строить узкоколейку, и который, имея личный опыт, здорово прошелся по повести Островского, вспоминает процесс строительства узкоколейки так:

Так вот. Я как-то на шабашке строил с бригадой узкоколейку в леспромхозе. Валим просеку, обсучковка, режем стволы на шпалы и укладываем, потом рельсы накладываем и пришиваем. По десять часов, в заболоченной тайге, гнус жрет. И за месяц вдевятером сделали километр. Тяжело..

По Веллеру 9 человек проложили километр узкоколейки, сами изготавливая шпалы.

По Островскому у Павки и товарищей шпалы были, правда, внезапно закончились. На 6 километров узкоколейки им понадобилось 350 человек и несколько недель нечеловеческого труда.

Павка был не единственной жертвой узкоколейки, кто-то умер, кто-то сошел с ума.

Так зачем 350 комсомольцам и Павке был необходим менеджер, то бишь, паразит?

  • При выборе местонахождения лесозаготовки учесть, что дрова не доползут и не долетят сами до железнодорожных путей. Почему лесозаготовка находилась в шести верстах от станции, кто-нибудь понял?
  • Вовремя вспомнить о зиме, Киеве и дровах. Это классика.
  • Найти тележку. Павка и товарищи переносили шпалы и рельсы вручную, что добавляло им страданий. Даже если на всю Украину не нашлось ни одной подводы для транспортировки рельсов-шпал и спасения Киева от холода, можно было взять из любой деревни или сделать самим одну тележку, самую задрипанную? Когда изобрели эти тележки - при первобытно-общинном строе?
  • Обеспечить доставку шпал, которые, типа, уже были готовы, и находились в Пуще-Водице. к месту строительства узкоколейки.
  • Организовать изготовление внезапно закончившихся шпал. Если шпалы не привезли (кстати, а почему, они ж были готовы?), рядом лесозаготовка, на которой лежат уже обработанные штабеля дров. Почему лес для шпал рубили Корчагин и компания?
  • Организовать работу 350 комсомольцев, когда они ещё были живы и здоровы. Элементарно 350 человек разделить на 6 километров так, чтобы они не мерли и не сходили с ума от нечеловеческого труда. По 58 человек на километр. Против 9 веллеровских.

17 метров на человека.

А теперь вопросы стратегического менеджмента паразитизма:

  • Со времен Петра Первого лес сплавляли. Леса было нужно много для строительства флота, и Петр, понимая, что без паразитов никуда, поручил им организовать лесозаготовку в промышленных масштабах, не уничтожая при этом лесные богатства. Так родился знаменитый указ об описи всех лесов в 50 верстах от больших рек (включая Днепр) и 20 верстах от малых.

Я так и не поняла, почему лес нельзя было сплавить по Днепру. Кто-нибудь знает?

  • В 1922 году, то есть, в следующем после строительства узкоколейки, Островский опять заболел, спасая в ледяной воде Днепра дрова для Киева. Ревматизм, потом ослабленный организм подхватил тиф и так далее.

Так в 1922 году вспомнили про лесосплав? Я вообще запуталась.

  • При Петре же была организована промышленная добыча угля в Донецком угольном бассейне. Благодаря управляющему Бахмутскими соляными промыслами паразиту Вепрейському. А в 19 веке началась знаменитая угольная лихорадка в Украине. То есть, про угольное богатство Украины было известно задолго до революции, шахты работали, уголь добывали. На донетчине никаких кровопролитных боев в Гражданскую не вели, и потом, красные и белые - не фашисты, взрывать шахты они бы не стали. Почему Киев в 20-х годах топили дровами, а не углём?

И мягкотка:

Боярская узкоколейка, на которой потерял здоровье и сломал свою жизнь Павка Корчагин, не была достроена.

Виноваты в этом кошмаре Павка (Островский) и комсомольцы?

Конечно, нет. Они на самом деле совершали подвиги. А то, что их подвиги оказались обратной стороной какой-то запредельной некомпетентности, так просто у них не было менеджеров.

Вот и получилась книга как наглядное пособие, как сотни героических комсомольцев без одного менеджера не смогли нормально доставить дрова в город.