Найти тему
МаЛи

Восхищение от Караваджо

В моей жизни было немало встреч с шедеврами, но не все они меня так поражали, как картины Караваджо.

Караваджо Медуза. ок. 1597. Холст, натянутый на деревянный щит, масло. 60 × 55 см
Уффици, Флоренция, Италия
Караваджо Медуза. ок. 1597. Холст, натянутый на деревянный щит, масло. 60 × 55 см Уффици, Флоренция, Италия

Первая моя встреча с эти загадочным творцом шедевров произошла во Флоренции в Уффицы. Сказать, что я была шокирована - ничего не сказать! После того, как наша группа посмотрела на шедевры Леонардо да Винчи, нас подвели к маленькому залу. Я разговаривала с товарищами в тот момент, когда неожиданно перед глазами появился этот образ - страшно злое выражение лица странного, даже мерзкого существа. Глаза словно впились в меня. Эффект, описанный у Гомера стал таким реальным, что я остолбенела на несколько минут. Ощущение, что змеи шевелятся, шипят, а застывший крик сейчас вырвется наружу. В глаза и вовсе смотреть было страшно. Мистический, ужасающий образ стал еще более жутким из-за того, что картина-блюдо (написана на деревянном щите) не висела, а полулежала на черном бархатном полотне. Зал был затемнен, а подсветка делала это зрелище еще более жутким. Странно то, что уходить не хотелось, но и смотреть было страшно. Меня аж холодный пот пробил. И с этого момента я просто не могла остановиться, чтобы не узнать как можно больше об этом странном и великом художнике - Микеланджело Меризи да Караваджо.

Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год

Особенно заинтересовало меня то, как можно добиться такого эффекта, как на описанной выше картине. Но то, что я узнала, шокировало еще больше - художник вдохновлялся казнью... Именно этот ужас он и запечатлел в глазах Медузы - страх и боль жертвы. Существует предположение, что это была казнь Беатриче Ченчи - убийцы своего отца.

Фрагмент картины художника-романтика XIX в. изображает живописца Гвидо Рени, пишущего портрет Беатриче в каземате. В настоящий момент считается недоказанным, её ли это портрет на самом деле, а авторство Рени давно оспорено.
Фрагмент картины художника-романтика XIX в. изображает живописца Гвидо Рени, пишущего портрет Беатриче в каземате. В настоящий момент считается недоказанным, её ли это портрет на самом деле, а авторство Рени давно оспорено.

Беатриче - отцеубийца, дочь римского аристократа Франческо Ченчи (1527—1598), прославившаяся красотой и мужественным поведением во время расследования и казни. В 1598 г. вместе с мачехой Лукрецией Петрони-Ченчи и братом Джакомо вступила в сговор, чтобы убить отца, «грубого и развратного» старика. Была осуждена за это преступление и казнена вместе с сообщниками через отсечение головы. Казнь состоялась 11 сентября 1599 г. Беатриче вместе с братом Джакомо и мачехой Лукрецией были казнены на мосту Св. Ангела в Риме.

Мост Святого Ангела. Рим
Мост Святого Ангела. Рим

Эта история послужила сюжетом многочисленных литературных произведений. Возможно и Караваджо не избежал интереса к этой истории.

Сам же Караваджо неоднократно участвуя в потасовках, был обвинен и заслуженно, в нескольких убийствах. Возможно и этот факт его биографии повлиял на реалистичность не только Медузы, но и других его картин.

Караваджо.Юдифь и Олоферн. 1599.Холст, масло. 145 ; 195 см Палаццо Барберини, Рим
Караваджо.Юдифь и Олоферн. 1599.Холст, масло. 145 ; 195 см Палаццо Барберини, Рим

Картина "Юдифь и Олоферн" написана именно в 1599 году, в год казни. Она содержит сюжет ветхозаветной книги Юдифи. Согласно легенде, Олоферн был полководцем языческой армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею. В городе Ветулии, который осадили вавилоняне, жила целомудренная молодая вдова Юдифь. Желая помочь своим согражданам, она отправилась в стан врага и, сумев добиться расположения Олоферна, отрезала ему голову, когда он заснул. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках.

Караваджо запечатлел сам момент обезглавливания, когда голова наполовину отделена от тела, но жертва всё ещё жива. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. От смерти сильного некогда воина отделяют считанные секунды. В картине доминируют два цвета: белый цвет одежд Юдифи и красный – цвет только что пролитой крови Олоферна… Белый - целомудрие девушки, которое остаётся при ней, несмотря на совершаемое убийство, в то время как ярко-алые драпировки, нависающие над головой Олоферна, напоминают о совершенном деянии.

Художник не только шокировал сюжетами своих картин, но и удивлял художественными приемами, которые он применял. Став основоположником целого направления в искусстве, он был, наверное, самым скандальным художником. Не меньшее удивление вызывают и модели художника - "дама с низкой социальной ответственностью", пьяница - собутыльник, трупп... Но об этом в следующей публикации