Сегодня Банк России начал продавать валюту, которую нужно конвертировать в результате покупки части дополнительной эмиссии акций «Аэрофлота» в Фонд национального благосостояния. Всего ежедневно до конца года на торги будет дополнительно выставляться около 1,1 млрд руб. в валютном эквиваленте.
Это позитивная новость для «деревянного», по крайней мере в понедельник она удерживает рубль от сильной просадки на падении стоимости нефти, укреплении доллара к основным мировым валютам и сильном снижении американских фьючерсов.
Но этого не хватит для стабилизации рубля, если западные инвесторы продолжать выводить деньги из рублевых активов. А риски усиления оттока высоки, в том числе и из ОФЗ. Инвесторы опасаются, что с избранием Джо Байдена на пост американского президента отношения Россия-США еще больше ухудшатся. Хотя трудно себе представить, куда уж хуже и какие санкции в отношении нашей страны сможет придумать Байден.
Но в любом случае, крупные игроки традиционно выводят средства с развивающихся рынков накануне политической неопределенности, ведь Трамп может и не согласиться с победой своего оппонента, и тогда вообще неизвестно, чем кончится дело.
Тут, как ни кстати стоит привести слова министра финансов Антона Силуанова: «Фонд национального благосостояния будет использоваться лишь в тех случаях, когда мы увидим снижение цен на нефть». Это правильно, для этого резервы и создавались. Хотя есть мнение, что не выжимай эти гигантские суммы (а объем ФНБ ожидается к концу года в 12,5 трлн руб.) из экономики, а снизь налоги и дай ей нормально развиваться, то, глядишь, и такой зависимости от нефти не было бы.
Но позвольте! Причем здесь «национальное достояние» (не путать с «Газпромом») и «Аэрофлот»? Эти понятия несовместимы. Почему государство, в прежние годы искусственно занижая курс рубля для накапливания ФНБ и тем самым лишая нас возможности покупать качественные западные товары, покупает за счет ФНБ акции неэффективной компании?
Со Сбером тут аналогия совсем неуместна. Сбер очень хорошо развивается. Постоянно наращивает прибыль. Да и продать акции Сбербанка, хоть 10, хоть 20 процентов можно относительно несложно – на такой актив покупатель всегда найдется.
Посмотрим же на «Аэрофлот». Выручка компании возросла с 291 млрд руб. в докризисном 2013 г до 678 млрд руб. в прошлом. Отличный результат! Вот только с прибылью компании не очень: в 2013 г она составила 8 млрд руб., а в прошлом – 11 млрд руб. И это при таком росте выручки! Видимо, расходы растут более быстрыми темпами. Вам подсказать почему, или сами догадаетесь?
При этом авиаперевозчики год от года требуют дотаций, и им дают и дают.... А что на выходе? Да ничего! Какая-то система-ниппель получается: туда дуй, а обратно...
Да, нынешний год необычный, и коронавирус сильно ударил по авиационной отрасли. Но будет ли дальше лучше? Многие бизнесмены уже поняли, что нет смысла летать на переговоры на другой конец страны, а то и мира, достаточно войти в интернет. Остается лишь надеяться, что с победой над коронавирусом возрастет турпоток. Но ненамного, поскольку доходы граждан падают, и когда мир победит заразу, очень у немногих будут деньги на отдых на заграничных курортах.
Вот и непонятно, почему мы всем миром должны поддерживать неэффективную отрасль, и компанию, не имеющих серьезных перспектив. Мы уже наподдерживались автопром. Чем дело кончилось? Тем, что французы купили «АвтоВАЗ» и сейчас пытаются собирать на нем современные автомобили. Глядишь, не успеют состариться наши внуки, как им это удастся. Справедливости ради стоит отметить, что и у себя во Франции они не научились делать качественные машины, но для нас и нынешние «тазики» - прорыв.
Но, как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок. Пока конвертация валюты ФНБ будет поддерживать курс рубля.
Напомним, кстати, что акции «Аэрофлота» мы купили в свой Портфель Колобка. Не потому, что верим в развитие компании, а чисто спекулятивно, потому что считаем акции сейчас слишком дешевыми и ждем их небольшого роста.