Найти тему
22,4K подписчиков

Адаты — законы гор Кавказа

4,3K прочитали

Традиции кавказских народов базируются на древнем кодексе чести — адатах. «Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч. "адат") — у мусульман Кавказа, как и в других регионах исламского мира, комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов и норм, не отраженных в шариате.

Древнейшие юридические памятники адата обнаружены в арабской эпиграфике Нагорного Дагестана. Это надпись 718/1318-19 г. на стене мечети даргинского селения Худуц, стела 757/ 1356 г. перед входом в соборную мечеть лезгинского селения Курах и надпись XIV в. из даргинского селения Ашты.

В первой половине XIX века российские военные начали составлять своды адата со слов его знатоков. В 1825 г. были письменно зафиксированы нормы адата в Кабарде, в 1843 г. подготовлен сборник адата Чечни и Малой Кабарды, в 1845 г. записаны адаты Адыгеи. В 1865 и 1866 гг. подобная работа была проведена в горных округах Дагестанской области.

Традиции кавказских народов базируются на древнем кодексе чести — адатах. «Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч.

«Намус» и «Ягь»

В основе Адатов легли общественные предписания, аккумулировавшие многовековой опыт предков и включающие в себя поня­тия “намус”, “яхI(“ягь”) - “мужчинство”, “умность” (“целомудрие”). Понятие «яхI» - это личностные качества совершенного мужчины: благородство, тру­долюбие, благочестие, честность, щедрость, уважение к старшим, чувства че­сти и собственного достоинства, великодушие, смелость, отвага, вообще му­жественность; «яхI» предполагает также наличие у человека терпения, твер­дости, выдержки, основательности, а также честность, аккуратность, чувство долга, обязательность, воздержание от дурных и легкомысленных поступков. Согласно этой норме, мужчине считалось предосудительным выказывать ус­талость, жаловаться на неудобства, голод, жажду, холод, зной, показывать утомление беседой со старшими, шумно реагировать на неприятность, пасо­вать перед трудностями.

Традиции кавказских народов базируются на древнем кодексе чести — адатах. «Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч.-2

Идеалу современной горянки отвечает понятие “умность”, отчасти адек­ватное русскому “целомудрию”; которое и подразумевалось в первую очередь. Наряду с этим были обязательны в девушке такие качества, как благочестие, трудолюбие, скромность, верность, благовоспитанность. Приверженность нормам предполагает следование установкам “намус”, значение которого переводится как дарение, материальная помощь, под­держка, способность к отдариванию. В практике семейного и общественно­го общежития “намус” функционирует и как гораздо более широкое поня­тие, коррелированное с понятием «яхI» Человек с «намусом» — это прежде всего щедрый, обязательный, готовый прийти на помощь ближнему, способ­ный к отдаче, одариванию, приветливый, сострадательный, совестливый, нравственно безукоризненный.

Тухтумность

Адат исходил из представления о коллективном характере преступления. Субъектом права в нем выступал не отдельный человек, а общественная группа, участвующая в выработке норм адата, — семья и клан (тухум, тайн).

Аварки
Аварки

Вот список адатов, характерной для народов Кавказа, хотя у каждого народа есть свои особенности:

  • Девушка не должна встречаться с парнем наедине. Свидание парня с девушкой может происходить только в присутствии родственников.
  • Девушка у горцев неприкосновенна, что нашло отражение даже в национальных танцах, в котором партнеры никогда не соприкасаются. То есть, нельзя дотрагиваться до девушки никому из посторонних.
  • Муж и жена не должны разговаривать при родственниках.
  • Нельзя сидеть в присутствии старших.
  • Всегда необходимо вставать, приветствуя друг друга, или если заходит старший.
  • Сноха раньше всех должна вставать в доме и позже всех ложиться.
  • Сын, приходящий с работы, в первую очередь идет к родителям и справляется об их делах, здоровье и т. п.
  • Курить нельзя при старших.
  • Категорически нельзя пересекать дорогу перед идущим стариком или старухой. Надо остановиться и пропустить.
  • Если идет беременная женщина, то ей тоже нельзя пересекать дорогу. Надо также остановиться, пока она не пройдет.
  • Женщины не должны кушать в присутствии мужчин.
  • Нельзя невестке в присутствии своих родственников и вообще взрослых мужчин со стороны мужа брать детей и показывать свою ласку и любовь.
  • Мужчина должен идти впереди женщины, как бы расчищая ей дорогу.
  • Женившийся парень не должен несколько дней попадаться на глаза своим родителям.
  • Девушка, вышедшая замуж, не должна показываться мужской части своих близких родственников до тех пор, пока отец, брат и т.п. сами ее не позовут или сами не зайдут в то помещение, в котором она находится.
  • Беременная женщина не должна попадаться на глаза своим родственникам-мужчинам.
  • Нельзя слишком бурно выражать эмоции, то есть громко смеяться, визжать,восхищаться красотой противоположного пола в присутствии друг друга.
  • В общественном транспорте мужчина должен уступать сидячее место любому лицу женского пола ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от возраста. Даже старики уступают свое место юным девушкам, чтоб никто каким-то образом ее не коснулся.
  • Отец не должен при дочери ходить в майке без рукавов, брат не должен — при сестре, матери, отце.
  • Девушкам нельзя громко разговаривать.
  • Чем меньше муж будет переступать порог дома жены , тем больше он мужчина.
  • Сын не должен сидеть за столом с отцом.
  • Одно из строгих правил не сидеть за столом раздетым (высший из позоров).

Адаты и этикет в Аварии

О народах Аварии и аварцах читайте статью тут >

Здесь мы рассмотрим как адаты применяются в традициях этикета аварцев, самого многочисленного народа Дагестана (около миллиона человек).

Уважение к старшим и социальная дистанция

Для аварцев, как и для остальных народов Дагестана, характерно традиционное уважение к старшим. Так, при любом собрании место старших всегда в центре. Если рядом идут двое мужчин, то почетная правая сторона всегда уступается старшему из них. Если супруги идут по улице, то муж всегда впереди на один-два шага. При встрече путников предпочтение оказывается тому, кто спускается с горы.

В Аварии этикет жизни регулировался в зависимости от возраста и общественного положения. Например, при решении дел на сельских сходах решающий голос имели старейшины – главы больших семей. Процедура принятия решений на сходах представляла собой своеобразный ритуал, в котором конечный результат определялся авторитетом участника и не в последнюю очередь его ораторским искусством.

Аварка
Аварка

Задолго до введения социальной дистанции в следствии эпидемиологической обстановки, такая традиция существовала у горцев.

Культура аварцев предусматривает определенный минимум расстояния между беседующими людьми. Например, молодежь по отношению к старикам должна выдерживать определенную дистанцию, для чего младший, подойдя для рукопожатия, тут же должен сделать один-два шага назад. Между разговаривающими мужчиной и женщиной «приличная» дистанция увеличивается уже до двух метров, а между женщинами сокращается вдвое. Если встреча состоится на лестнице, то мужчина по отношению к женщине должен стоять на пару ступенек ниже.

Традиции гостеприимства

Одной из форм гостеприимства Кавказа является куначество, при котором гость становился ближайшим другом. Одним из самых ранних исторических свидетельств о существовании на Кавказе обычая куначества может служить свидетельство генуэзца Джорджио Интериано, который в конце XV века много лет прожил на Кавказе и по возвращению домой в 1502 году издал книгу в которой сообщалось следующее:

«Вообще у них в обычае гостеприимно и с величайшим радушием принимать всякого. Хозяина и гостя они называют «конак»... По уходе гостя хозяин провожает конака-чужестранца до другого гостеприимного крова, охраняет его и, если потребуется, то отдает за него жизнь как самый преданный друг. И хотя, как было сказано, грабёж в здешней стране — такое обычное явление, что на этом деле, казалось бы, заработать им и не грех, однако конакам своим они обычно остаются верны и дома и вне дома и относятся к ним с величайшим радушием.»

Традиции кавказских народов базируются на древнем кодексе чести — адатах. «Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч.-5

Кунаками становились после совместных странствий, ими становились люди, близкие по духу или по статусу. Порой даже выдающиеся воины из враждующих лагерей, узнав о молве, витающей о них в народе, на тайной встрече знакомились друг с другом и при условии возникновения симпатии становились кунаками. Простой человек с улицы в кунаки никогда бы не набивался, так как с этим званием приобретался целый круг ответственных обязанностей.

Куначеские отношения обычно оформлялись обменом клятвами, обменом ценными и дорогими подарками и несложными ритуальными формальностями, к примеру выпивали молоко или вино из одной чаши, в которую бросали золотые монеты и т. п.

У куначества есть отличия от традиционного гостеприимства:

  • обычай гостеприимства запрещал хозяину интересоваться личными или иными делами (проблемами) гостя, а куначество, наоборот, обязывало кунака активно интересоваться и знать всё, что беспокоит его друга-кунака, чтобы своевременно оказать помощь;
  • обычай гостеприимства обязывал хозяина обеспечивать защиту гостя лишь в пределах собственных владений, а кунак отвечал за безопасность друга-кунака, где бы он ни был, более того, обязывал даже мстить за обиду или смерть друга-кунака.

В вечно полыхающей на Кавказе войне и розни куначество было уникальным явлением межэтнической и даже торговой связи. Кунаки могли выступать своеобразными дипломатами, торговыми агентами и личной охраной.

Традиции кавказских народов базируются на древнем кодексе чести — адатах. «Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч.-6

В аварских традициях гостеприимства гость обладает привилегиями перед хозяином независимо от возраста и ранга. При рассаживании на торжественном пиру гостям, прибывшим издалека, оказывается предпочтение перед теми, кто живет по соседству. Такое же предпочтение отдается родственникам по материнской линии перед родственниками по отцовской. Нарушение подобных обычаев влечет за собой плохие последствия для нарушителей (болезнь или неудачи) и воспринимается как проявление невоспитанности, дурного тона, а порой и вызова общественному мнению.

Аварцы жили в домах из обработанного камня, располагавшихся скученно, что обуславливалось нехваткой места в горах и оборонительными целями. Дома были четырехугольными, одно-, двух- или трехэтажными с галереей-террасой, оборудованной для отдыха.

Традиции кавказских народов базируются на древнем кодексе чести — адатах. «Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч.-7

Каждая аварская усадьба имела в своем составе кунацкую – помещение для гостей-мужчин, которая была готова к приему гостей в любое время суток. Более того, постоянное поддерживание в ней порядка и наличие неприкосновенного запаса лучшей провизии считалось делом чести для хозяина. Гость мог прибыть в любое время и поселиться в кунацкой, даже не оповестив об этом хозяина. Если же о предстоящем визите было известно заранее, то гостю устраивали прием по всем правилом аварского этикета.

Аварцы — воинственный народ
Аварцы — воинственный народ

Перед входом в дом гости обязательно отдавали хозяину все оружие, кроме кинжала. В этом обряде содержался особый смысл – отныне ответственность за безопасность прибывших хозяин брал на себя. Гость входил в дом вслед за хозяином и усаживался на почетное место. Если гостей было много, то они делились на две группы по возрасту и размещались в разных помещениях. При этом хозяин дома следил за тем, чтобы в одной группе не оказались отец и сын, младший и старший брат, зять и тесть. Им даже нельзя было находиться за одним столом.

Кубачинка
Кубачинка

После рассаживания по этикету следовало вести малозначащие вежливые разговоры, а хозяин ни при каких обстоятельствах не мог спросить прибывших о цели визита. Нельзя было оставлять гостя одного, если он сам этого не хотел. Обычно к нему приставляли кого-нибудь из младших членов семьи, который должен был выполнять все просьбы гостя. Молодые женщины семьи считали своим долгом следить за состоянием одежды гостя – каждое утро он находил ее вычищенной и, если необходимо, отремонтированной.

Аварец
Аварец

Однако гость тоже был связан большим количеством этикетных запретов и предписаний. Он не должен был говорить, какие блюда ему хочется есть. Гость не имел права вмешиваться в семейные дела хозяина, входить в женские помещения, на кухню. Он не мог уехать, не получив разрешения хозяина, а получив его, не мог покинуть дом, не выполнив определенного минимума действий, на что требовалось порой несколько часов. Он даже не мог просто встать из-за стола и выйти на двор без разрешения хозяина. Считалось неприличным расхваливать что-нибудь в доме, так как по традиции хозяин обязан был отдать в дар понравившуюся гостю вещь.

Традиции кавказских народов базируются на древнем кодексе чести — адатах. «Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч.-11

Покидающего дом гостя обычай предписывал одаривать и провожать до пределов селения или даже района. При этом гость не мог отказаться от подарков, однако ему следовало деликатно отказываться от дальних проводов. В таких случаях этикет допускал целое соревнование в учтивости, когда хозяин настаивал на проводах, а гость старался от них отказаться. Уезжая, гость обязательно приглашал хозяина навестить его, а при следующем посещении селения правила хорошего тона предписывали заехать к тому, у кого гостил раньше. Невыполнение этого предписания было равносильно личному оскорблению.

Семейные традиции

Власть главы семьи у аварцев не была деспотична. Более того, женщине фактически принадлежала ведущая роль в решении многих семейных и хозяйственных дел.

Традиции кавказских народов базируются на древнем кодексе чести — адатах. «Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч.-12

Тем не менее в семейном быту, в отношениях супругов, в положении детей и женщин существовали определенные правила. Мужу принадлежало все основное имущество дома, он же распоряжался судьбами детей. Привилегированное положение мужчины подчеркивалось внутренним распорядком семейной жизни.

Муж и жена в аварской семье были в значительной мере отчуждены друг от друга. Если имелось несколько комнат, то жена с детьми помещалась в одной комнате, муж – в другой. Мальчики спали в комнате матери до совершеннолетия, то есть до 15 лет, а затем переходили к отцу. В однокомнатном доме супруги жили по разным углам. Такая же отчужденность существовала и в отношениях между отцом и детьми, между родителями и женой сына. Хотя с течением времени, когда у невестки рождались и подрастали дети, правила избегания постепенно смягчались, но они никогда не исчезали вовсе. Получив право находиться в одном помещении со свекром, невестка никогда не заговаривала с ним первой без особой нужды и ограничивала свое общение лишь ответами на его вопросы.

Традиции кавказских народов базируются на древнем кодексе чести — адатах. «Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч.-13

Формы брака

Сегодня система свадебные обычаи и обряды подверглись большим изменениям. Однако раньше бытовали такие формы заключения брака, как левират, сорорат, колыбельный сговор, похищение невесты и наконец, наиболее распространенный вариант в 19-м веке как выбор невесты женихом при помощи договаривающихся сторон.

Традиции кавказских народов базируются на древнем кодексе чести — адатах. «Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч.-14

Левират

Брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями.

В древности левират был широко распространён у многих народов. У ряда народов (у древних евреев, индусов, народов Дагестана, туркмен, казахов, таджиков и других) левират сохранялся долгое время, чему способствовало два фактора.

Первый — обычай калыма (женщина, за которую заплачен калым, считалась собственностью рода или семьи, купивших её, что обязывало вдову остаться и после смерти мужа в пределах его семьи или рода). Вдова, нарушившая обычай левирата, обязана была возвратить родственникам калым.

Вторая причина — это необходимость строго соблюдать родовую линию и сохранения знаний о своем племенном происхождении, ребенок вдовы не должен покидать племя и род своего отца и должен воспитываться в семье, близкой к его отцу. Следов соответствующего института в славянских обычаях не наблюдается.

Традиции кавказских народов базируются на древнем кодексе чести — адатах. «Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч.-15

Сорорат

Это обычай, по которому мужчина вступает в брак одновременно или последовательно с несколькими родными или двоюродными сёстрами жены. Такой брак заключался как во время супружества, несмотря на то, что жена ещё жива, так и после её смерти.

Широко распространён в качестве предпочтительной или обязательной нормы в традиционных и архаичных обществах. Считается, что сорорат связан с традицией брачного выкупа: смерть женщины, за которую заплачен выкуп, должна быть возмещена её родственной группой, особенно если умершая не оставила детей.

Сороратные браки практикуют представители некоторых племён индейцев Северной Америки, а также народов Индии. В некоторых культурах сорорат также допускается в том случае, если первая жена оказывается бесплодной. При этом дети, рождённые от второй жены, считаются принадлежащими, как правило, первой супруге.

Традиции кавказских народов базируются на древнем кодексе чести — адатах. «Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч.-16

Похищение невесты

Обычай похищения невесты существовал с древних времен. Он был у таких народов как евреи (известно по Библии история Вениамина), греков, римлян, славян, киргизов, эфиопов и других народов.

Подобный обычай на Кавказе мы знаем из советского фильма «Кавказская пленница», но уже в СССР данный обычай считался уголовным преступлением.

Существует два вида похищений:

  • по предварительному сговору;
  • против воли невесты.

В настоящее время похищение может быть обставлено как спектакль. В таких случаях случаях похищение кавказской невесты считается оправданным. Во-первых, когда девушку крадут с ее согласия. Неприятие родителями с любой из сторон, различное общественное положение – не повод лишать молодых личного счастья. Кража невесты в этом случае – вынужденный поступок влюбленных. В ходе свадьбы аварцев иногда разыгрывают спектакль, когда подруги невесты «похищают» жениха.

Традиции кавказских народов базируются на древнем кодексе чести — адатах. «Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч.-17

Когда в кавказской семье есть старшая незамужняя сестра (сестры), младшая не имеет права выйти замуж раньше. В этом случае может выручить старинный обычай, а точнее – спектакль кражи младшей сестры. Такое похищение происходит с согласия родителей девушки, а иногда даже при их непосредственном участии.

Авахцы
Авахцы

Если похищение произошло без согласия, то это – позор для всей семьи. Поэтому в результате столь дерзкого поступка возможна вражда между семьями, иногда доходящая до кровавой мести. Сильнее всего переживает происходящее сама виновница события. Перед ней стоит тяжелый и безрадостный выбор: выйти замуж за нелюбимого или отказаться от свадьбы и, тем самым, обрести позор на всю жизнь. Зачастую девушки меньше всего хотят стать причиной семейной вражды, поэтому дают согласие на брак даже с нежеланным мужчиной.

Свадебные традиции

Свадебные традиции различались разнообразием. Например, у аварцев запреты на общение между юношами и девушками не давали порой возможности прямого признания в любви и предложения руки и сердца. Юноша, посетив дом своей избранницы, мог, уходя, оставить в нем шапку, кинжал или другой предмет, что однозначно расценивалось как предложение. Получив от девушки согласие, молодой человек посылал к ее родителям свою мать, сестру или другую родственницу для предварительных переговоров. Окончательно договариваться о свадьбе шли мужчины.

Аварский свадебный обряд в Хунзахском районе
Аварский свадебный обряд в Хунзахском районе

Интересно, что у многих народов сохранились обычаи связанные с брачной инициативой женщины.

У хваршин, чамалал, андийцев и лакцев, практиковался обычай, брачной инициативы женщин, по которому вдова или возрастная девица, открывала имя избранника и им мог быть даже женатый мужчина.

У андийцев этот обычай назывался «цIцIер – джабир» («назвать имя»), при котором девушка брачного возраста могла сама себе выбрать мужа, назвав имя понравившегося ей юноши. При этом соблюдался определенный ритуал, когда представитель сельской общины должен был в сопровождении свидетелей подняться на крышу дома девушки и через дымоход просил ее назвать имя юноши. Примечательно и то, что для юноши это могло оказаться полной неожиданностью, а его отказ считался предосудительным в глазах общества.

У хваршин и некоторых других народов дело обстояло еще жестче: девушка могла сама прийти в дом мужчины даже женатого и объявляла, что никуда отсюда не уйдет. И поверьте, ее никто и не выгонял. По этой причине многоженство в то время было частым явлением у хваршин.

Безусловно, проявление женской свободы в выборе мужа не совсем вписывается в гендерную роль и стереотип кавказской, да и не только кавказской женщины. По всей видимости, брачная инициатива женщин — это отголосок древнейших обычаев автохонного населения Кавказа.

Подробнее об этих традициях читайте в статье про бачную инициативу женщин >

Кража коней

Издревле отношение к конокрадству на Кавказе считалось доблестью джигита. Украсть коня, особенно у врага, было большой удалью для джигита. Конокрадство нередко использовалось как средство ведения войны, а также как инструмент осуществления кровной мести.

Андиец
Андиец

Знаменитый советский и российский писатель Фазиль Искандер в одном из рассказов упоминает о том, как горцы с гордостью говорили о своих конях, что те являются не купленными или подаренными, а ворованными.

Однако с появлением ислама на Кавказе, данная традиция стала подвергаться суровому наказанию. Конокрадов стали ограничивать в правах. Например, в Кабарде их превращали в изгоев. У собственной лошади конокрада обрезали хвост, после чего он имел право ездить только на бесхвостых лошадях. Это было как клеймо. Запрещалось принимать от людей, замеченных в конокрадстве, какие-либо подарки, а также употреблять мясо украденного скота в пищу.

Кровная месть

Аварцы соблюдали обычай кровной мести. Причинами кровной мести, кроме убийства, были нарушение брачного обещания, похищение людей, супружеская неверность, осквернение домашнего очага. Хотя по нормам обычного права (адата) месть должна была быть эквивалентной, в действительности потерпевшая сторона (родственники убитого или оскорбленного) часто стремилась воздать сторицей, что вело к бесконечной цепи взаимных убийств, так как срока давности кровная месть не имела.

Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и вес это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, бывали случаи, когда она прекращалась - в случае непримирения - лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов.

Однако, под влиянием законов шариата, уже в XIX в. кровная месть стала редким явлением. В аварских общинах мщение чаще заменялось возмещением за кровь, что полностью отвечало нормам шариата. Примирение обычно совершали почетные старики по определенному ритуалу, с уплатой виновной стороной «цены крови» и устройством так называемого «кровного стола» – угощения для большого числа людей.

Воля предков
Воля предков

В Советское время правительство боролось с использованием адатов, однако уже в 1990-е годы власти северокавказских субъектов Российской Федерации перешли к политике возрождения местного адата. Этой задаче должны служить республиканские законы "О сельской общине", "О сельском самоуправлении" и "О третейских судах", принятые в 1995-1997 годах в Адыгее, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании.

Читайте также: