Найти тему
Дмитрий Рогозин

Брифуем или как не оплошать

Что такое бриф? Какие задачи он помогает решать и как правильно его составить? Если вы взаимодействуете с людьми, отдаете указания или же сами выполняете поручения, то вы по адресу, проходите, садитесь!

Независимо от сферы деятельности, если вы поручаете задачи людям, то наверняка сталкивались с такими ситуациями, когда результат не соответствовал ожиданиям? Почему же они сделали не так, как я думал? Вот жеж негодяи! А может дело в вас? Может быть есть малая доля вероятности, что задача была поставлена скажем так “слабенько”? Поздравляю, если вы это понимаете, то уже на один шаг к исправлению и еще на один к успеху, то есть к брифу!

Что такое бриф

#Бриф (brief в переводе с английского – резюме, инструкция, сводка) – это краткая письменная форма соглашения между заказчиком и исполнителем, в которой прописываются основные обязательства и задачи будущего проекта.

Как мы выяснили выше, основная задача брифа, это вытащить из заказчика важную для вас информацию. Информацию, которая позволит выполнить задачу качественно и в соответствующие сроки, поэтому уделите должное внимание этому списку вопросов. Используйте схему ниже, чтобы не пропустить самое важно при создании брифа.

Хороший бриф должен включать себя следующие пункты:

  • Информацию о вашем клиенте;
  • Как зарегистрирована компания (есть ли у нее торговый знак) или же это уже больше, чем торговый знак, то есть - бренд;
  • Информацию о компании.

Информация о компании может включать в себя следующие моменты, которые должны помочь нам лучше понять ситуацию как внутри компании, так и внутри ниши:

  • Сделайте краткое описание рынка (в общем);
  • Укажите необходимую информацию о бренде/товаре/услуге компании (чем больше, тем лучше, здесь важно погружение). Можно указать какие-то особенности эксплуатации, потребления вашего продукта. Можно прописать особенности позиционирования, философию бренда (прим.: #Lush и Crocs и т.д.);
  • Выделите основных игроков на рынке и конвертируйте их в конкурентов (указывайте почему именно они, как вы нашли, ведь выделили их не просто так).

А теперь, один из самых важных моментов. Какие преимущества есть у товара/услуги вашего клиента? Насколько вы конкурентоспособны?

В этом пункте неплохо прописать УТП - уникальные торговые предложения, то есть то, что отличает ваш продукт/услугу от услуг конкурентов. Выделите свои конкурентоспособные преимущества.

  • Если компания имеет историю, пропишите ее;
  • Чего от вас хочет заказчик? Продвижения компании? Вывод компании на рынок? Вывод на рынок новой ТМ (торговой марки)? Нужно четко обозначить чего требуется от коммуникации с вами и что ваш клиент делал до вас. Как продвигали компанию?

От информации о компании перейдем с вами к еще одному важному аспекту - целевая аудитория. Да-да, опять...

Помните, что ваша целевая аудитория - не безликая сущность двадцати пяти лет, проживающая в Москве...выделите ее особенности (почитайте про сегментацию и сегментируйте).

Выделили сегменты? Нет? Выделяйте.

Когда у вас сломался телефон, что вас больше всего беспокоит? Быть может, что отсутсвие возможности позвонить близким, ответить на важные телефонные звонки с работы, невозможность увидеть новый пост с котиком в Инстаграм. Именно это можно назвать болью, потребительской болью, и грамотный маркетолог обязательно этим воспользуется! Какова твоя мотивация при покупке нового смартфона?

Ну, допустим " Сломался телефон? Не беда! Обменяй свой сломанных смартфон на новый, со скидкой до 50%"

Новый смартфон? А что за смартфон? А не это ли продает наш клиент?

Что мы должны внушить клиенту, чтобы он купил именно наш смартфон? Что клиент должен знать о нашем товаре?

(надежный? водостойкий? с инновационными технологиями?)

Чтобы сформировать представление о товаре, лучше всего будет обратить к книге "Пиши, сокращай!", где очень хорошо, на примерах, показано, как конвертировать слова по типу "надежный" в какие-то реально важные показатели для покупателя.

Далее...проведите исследование и узнайте какую маркетинговую коммуникацию лучше всего выбрать.

Способы маркетинговых коммуникаций – средства и способы коммуницирования в маркетинге:

  • сам товар, его маркировка и его упаковка;
  • реклама (прямая и не прямая);
  • связи с общественностью (PR);
  • брендинг;
  • программы лояльности;
  • директ-маркетинг;
  • спонсорство;
  • торговый маркетинг (стимулирование продажи и сбыта);
  • персональная продажа;
  • послепродажное (сервисное) обслуживание.
  • покупательские, дилерские сообщества и клубы;
  • ивенты (выставки, семинары, конференции, круглые столы и проч.).

Пропишите канал(ы) коммуникации.

Три эффективных канала:

  • Интернет;
  • Офлайн;
  • Нестандартная реклама.

Подуймайте о том, какую рекламу вы будете делать? Какой тон будет иметь ваша реклама?

Здесь мне бы хотелось выделить японскую рекламу (обязательно посмотрите). Крышесно-эмоциональные ролики, которые просто взрывают мозг!

А теперь, решите, какой тон будет у вашего рекламного сообщения?

  • Рациональный
  • Эмоциональный, серьезный
  • Юмористичный

Где располагается ваша компания? В какой стране, регионе планируется давать рекламу?

От этого пункта зависят все вышесказанные пункты. Японский рынок сладостей явно отличается от Белорусского рынка сладостей.

Пункт, без которого не обойдется ни один бриф - бюджет.

Бюджет рекламной компании. Оговаривайте с заказчиком то, сколько он готов выделить на продвижение/рекламную кампанию. Если понимаете, что заказчик не осознает размер затрат, приводите реальные аргументы и показывайте примеры удачных маркетинговых/ рекламных решений (в идеале, указывая их стоимость).

Важно: пункты брифа можно менять, в зависимости от вашей ниши и бизнес-целей компании вашего клиента.