Предыдущая статья, содержащая тексты с тире для отработки 21-го задания ЕГЭ, читателям, что называется, "не зашла", из чего я сделала вывод: ЕГЭ пока неактуален, все заняты подготовкой к итоговому сочинению. "Вы просите песен? Их есть у меня." Поговорим сегодня о важной составляющей сочинения-рассуждения - тезисе. Без него написать грамотную, логически выстроенную работу практически невозможно.
Тезис- это краткий ответ на поставленный вопрос, который в дальнейшем надо будет подтвердить своими рассуждениями и литературными примерами. Посмотрим, как может выглядеть тезис в сочинениях на темы из разных направлений.
Тема: Как вы понимаете выражение "быть самим собой"? (направление "Разговор с собой")
Тезис: На мой взгляд, быть самим собой - значит не подстраиваться под обстоятельства и мнение окружающих, хранить верность своим убеждениям. Литературные примеры: Чацкий, Обломов и др.
Тема: Почему часто люди чувствуют себя одинокими в обществе? (направление "Я и другие")
Тезис: Причины одиночества могут крыться как в самом человеке (высокомерие, эгоизм, гордыня), так и в обществе, которое его окружает (равнодушие, агрессия). Литературные примеры: "Старуха Изергиль" (Ларра), "Юшка", "Алые паруса", "Чучело", "Всё лето в один день" и др.
Тема: Какие произведения искусства становятся бессмертными? (направление "Забвению не подлежит")
Тезис: Бессмертными становятся произведения, которые волнуют, тревожат не одно поколение людей. Они заставляют думать и помогают искать ответы на сложные вопросы. Примеры: любое произведение из школьной программы (бессмертное литературное произведение), "Гимн жизни", "Скрипучие половицы" (бессмертное музыкальное произведение) и др.
Тема: Почему в древнем Китае говорили: "Не дай вам бог жить в эпоху перемен"? (направление "Время перемен")
Тезис: Эпоха перемен часто ведёт к изменению привычного жизненного уклада, ценностей, свойственных целому поколению, порой ломает судьбы, делает людей несчастными. Примеры: "Вишнёвый сад", "Тихий Дон", "Прощание с Матёрой", "Авиатор"
Тема: В чём истоки непонимания между людьми разных поколений? (направление "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения)
Тезис: Представители разных поколений часто имеют противоположные точки зрения на происходящее вокруг. У них разные интересы и не всегда схожие жизненные ценности, поэтому им бывает сложно избежать разногласий и достичь компромисса. Так как тема в чём-то перекликается с предыдущей, примеры всё те же: "Вишнёвый сад", "Тихий Дон", "Прощание с Матёрой", "Авиатор" и многие другие.
Буду рада, если статья кому-нибудь будет полезной. Другие публикации о подготовке к итоговому сочинению можно найти здесь:
"Универсальное", небольшое по объёму произведение для итогового сочинения 2020
Готовимся к итоговому сочинению: составляем логическую схему
"Забвению не подлежит" - не самое простое направление
"Забвению не подлежит" - примерные темы сочинений и короткие произведения о войне для аргументации
Пример итогового сочинения по направлению "Забвению не подлежит"
Пример итогового сочинения по направлению "Разговор с собой"
Подготовка к итоговому сочинению: статья в вопросах и ответах