Собственник бизнеса, решив продать свой актив, может мысленно представлять себе получение крупной суммы денег, кратно бОльшей ежемесячной прибыли, которую приносит его бизнес.
Конечная цель продажи бизнеса - выход из него в кэш и капитализация.
Однако, для того, чтобы дойти до этой цели, необходимо пройти путь, начиная от подготовки бизнеса к продаже до самой сделки. Этот путь состоит из ряда вещей, которые необходимо сделать.
И в ряде случаев продажа бизнеса для собственника из-за его неправильных действий может привести к нежелательным последствиям.
Что делать не надо:
1. Указывать название бизнеса или выкладывать фотографии, которые могут дать эту информацию.
Во-первых, потенциальный покупатель скорее всего поедет на место самостоятельно и попытается выяснить побольше информации без Вас. Он пообщается с сотрудниками, продавцами, может вскользь сказать им, что бизнес продается, что может повлечь за собой уход персонала из бизнеса, который по их мнению, может быть скоро продан или вообще закрыт.
Во-вторых, это могут быть Ваши конкуренты, которые, вероятно, имеют возможность влияния, в том числе негативного, на Ваш бизнес.
В-третьих, потенциальный покупатель, не имея экспертности в Вашем бизнесе, может составить без Вас мнение о Вашем бизнесе, скажем прямо, не соответствующее действительности или не то, которое нужно Вам для продажи.
2. Указывать точный адрес.
Результаты такие же, как и в предыдущем пункте. Кроме того, Вас могут найти Ваши клиенты и задавать Вам неудобные вопросы. Особенно если многое завязано на Вас и на личном контакте с клиентами.
3. Тратить время на нецелевых клиентов.
Прежде чем пускаться в часовые рассказы о Вашем бизнесе и пытаться его хвалить, вызывая желание у человека его купить, лучше выяснить некоторую информацию о том человеке, кому Вы собираетесь все рассказать. А вдруг это Ваш конкурент? Кроме того, человек, возможно, не планирует покупать бизнес в ближайшие полгода и просто звонит собрать информацию себе для сведения. И так далее.
4. Рассказать о планируемой продаже бизнеса своим сотрудникам.
Ваши сотрудники верой и правдой работали на Вас какое-то время. Преждевременное сообщение им информации о возможной предстоящей продаже вызовет только негативные последствия для Вас. Они могут перестать работать так же качественно и давать тот же результат. Они могут начать искать себе новую работу. Они могут начать шантажировать Вас, особенно если это 1 или 2 ключевых сотрудника, на которых держится все.
5. Неадекватная оценка стоимости бизнеса.
Бизнес не может стоить слишком дорого или слишком дешево. Соглашаться на огромный дисконт, предложенный покупателем, не всегда ведет к сделке, ровно как и завышенная цена. Ваше предложение должно быть "в рынке". Вы исходите из реального положения вещей: активов, доходности, окупаемости.
Отдельно, как быстро оценить бизнес - написал в этой статье.
6. Неправильные переговорные механики.
У продавца бизнеса не должна быть позиция просящего. Даже если ситуация такова, что он смотрит на покупателя как на своего спасителя, который сможет забрать себе этот актив и избавить собственника от постоянных проблем. Покупатель всегда чувствует, если продавец в нем нуждается. Важно разделять вежливый и открытый стиль общения, желание и предложение помощи и сопровождения покупателя в первое время и откровенное заискивание перед покупателем. Оно не работает.
Что делать владельцу, который хочет продать свой бизнес быстро, безопасно и заняться наконец тем, о чем давно планировал. Новым проектом, семьей, путешествием, покупкой байка.
Как всегда, оставляю самые востребованные ссылки.
1. Получить помощь в продаже готового бизнеса: +79169940867 (Телефон, whatsapp).
2. Мои объекты в продаже: www.instagram.com/bbroker24.
3. Отзывы о работе: ссылка на Яндекс.Дзен.
Желаю успехов в переговорах и больших доходных сделках.
Другие статьи, которые помогут Вам разобраться в том или ином вопросе:
1. Почему бизнес не продается?
2. Как продать убыточный бизнес?
3. Если будет очередной карантин, стоит ли продавать бизнес?
4. Как быстро оценить бизнес? Сколько стоит бизнес.