Найти тему
Театрон

Российский академический Молодежный театр. История. Глава вторая. Первая Студия МХТ. МХАТ-2. Михаил Чехов

Наш экскурсовод Злата Батуева приглашает вас в увлекательное путешествие по театральной истории. Героем нескольких публикаций станет Российский академический молодежный театр. Во второй части вас ждет рассказ о Первой студии МХТ, МХАТ-2 и Михаиле Чехове.

Первая студия МХТ
Первая студия МХТ

Идея создания 1-й Студии в 1912 году принадлежала молодым актёрам Художественного театра. Организовались они как «Собрание верующих в систему Станиславского». Идейный вдохновитель, К. С. Станиславский, студию возглавил, а непосредственно работой руководил его помощник в МХТ Леопольд Сулержицкий. Это был новый тип студийного театра, в дальнейшем послуживший образцом для многочисленных студий и театров-студий, создававшихся как коллективы единомышленников. Под руководством Сулержицкого обретали опыт и вырабатывали собственный стиль Евгений Вахтангов, Борис Сушкевич, Ричард Болеславский. Раскрылся талант Михаила Чехова, Алексея Дикого, Серафимы Бирман. «Визитной карточкой» 1-й студии стал поставленный в 1914 году Б. Сушкевичем спектакль «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу.

Сцена из спектакля «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу
Сцена из спектакля «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу

После того, как в 1916 году не стало Сулержицкого, и в том же году ушёл добровольцем на фронт Болеславский – 1-ю Студию фактически возглавил Б. Сушкевич. Е. Вахтангов был занят параллельной работой в своей студии. Студия исповедовала характерные для раннего МХТ «душевный реализм», естественность существования человека на сцене, сокращение дистанции между актёром и зрителем. Созданные очень разными художниками, большинство из них только искало свой путь, спектакли 1-й Студии обезоруживали и восторгали публику своей непредсказуемостью.
Признание побудило ведущих актёров Студии добиваться независимости от Художественного театра, который уже много лет пребывал в кризисе.

В сентябре 1924 года 1-я Студия превратилась в самостоятельный театр, МХАТ 2-й, с собственным руководством – дирекцией, которую возглавил Михаил Чехов, и получила в своё распоряжение помещение бывшего Нового театра («Шелапутинский театр») на Театральной площади. По воспоминаниям И. Берсенева, МХАТ 2-й был «сложнейшим, интереснейшим творческим организмом, ареной столкновения несхожих, а порой и полярно противоположных индивидуальностей и художественных устремлений». Новый театр, МХАТ 2-й, сохранил эклектизм своего предшественника. Отсутствовала диктатура одного режиссера и это мешало выработке единого стиля. Спектакли ставили Б. Сушкевич, А. Дикий, В. Смышляев, А. Чебан, С. Бирман, И. Берсенев. Символистские тенденции, которые поддерживал Чехов и непосредственно воплощали Смышляев и Чебан («Гамлет», «Петербург»), здесь соперничали с реалистическими в лице Сушкевича («Дело») и яркой театральностью в стиле позднего Вахтангова, поклонником которого оставался А. Дикий («Блоха»).

Михаил Чехов
Михаил Чехов

Репертуар театра был классическим, новую советскую драматургию Чехов игнорировал. К 10-летию Октябрьской революции предпочёл поставить пьесу Р. Роллана «Взятие Бастилии», что вызвало нарекания в прессе, а в самом театре — конфликт, в результате которого МХАТ 2-й окончательно покинул Алексей Дикий, с группой артистов, в том числе Ольгой Пыжовой и Леонидом Волковым, недовольными тем, что Чехов строит театр под себя. Павел Марков по поводу постановки «Гамлета» писал: «Главнейшим оправданием «Гамлета» во МХАТ 2-м остаётся Чехов. Только применительно к нему могут получить объяснение противоречивые формы спектакля и тот способ прочтения шекспировской трагедии, который был обнаружен спектаклем».

В 1928 году Михаил Чехов покинул СССР. Бразды правления МХАТ-2 получил Иван Берсенев, актер, входивший в правление 1-й студии и приобщившийся к режиссуре лишь ко второй половине 20-х годов. Фактически главным режиссером театра был Борис Сушкевич, который тяжело переживал утрату студийной атмосферы, созданной Чеховым. «В своих постановках, – пишет Д. Золотницкий о Б. Сушкевиче, – он тяготел к психологизированной театральной игре, обогащенной социальным анализом, давал эпоху в условном разрезе, в сгущенных красках, оттачивал образ до гиперболы и гротеска… Стиль режиссуры Сушкевича представлял собой сплав мхатовского психологизма, сострадательно-гуманных заповедей Сулержицкого и вахтанговской традиции оправдания игрового гротеска. Эти три истока в разных стечениях определяли до сих пор общие принципы искусства МХАТ-2». В конце 20-х годов театр всё чаще обращался к современной отечественной драматургии. Спектакль «Чудак» А. Афиногенова, стал событием в истории советского театра и выдержал более 500 представлений.

Михаил Чехов в роли Хлестакова
Михаил Чехов в роли Хлестакова

Обострившиеся разногласия в руководстве театра МХАТ-2 повлекли за собой кардинальные перемены. В начале 30-х годов театр сперва покинул В. Смышляев, а затем Б. Сушкевич и одна из ведущих актрис Н. Бромлей. После ухода Сушкевича основными режиссерами стали А. Чебан и И. Берсенев. Спектакли «Униженные и оскорбенные», «Двенадцатая ночь», «Испанский священник» – яркие события театральной жизни Москвы в последний период работы театра МХАТ-2.

Театр был закрыт весной 1936 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О Втором Московском Художественном театре»: «СНК СССР и ЦК ВКП(б) считают, что так называемый МХАТ 2-й не оправдывает своего звания МХАТ и на деле является посредственным театром, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью».

Александр Чебан вернулся во МХАТ; Иван Берсенев, Серафима Бирман и Софья Гиацинтова вошли в труппу Театра им. МОСПС. В 1938 году Берсенев стал художественным руководителем и ведущим актёром Московского театра им. Ленинского комсомола, куда вслед за ним перешли Бирман и Гиацинтова.

Здание на площади Свердлова, как при Советской власти называлась Театральная площадь, отдали детскому театру под руководством Натальи Сац, который стал Центральным детским театром (современный Российский академический молодёжный театр).