Наш экскурсовод Злата Батуева приглашает вас в увлекательное путешествие по театральной истории. Героем нескольких публикаций станет Российский академический молодежный театр. Во второй части вас ждет рассказ о Первой студии МХТ, МХАТ-2 и Михаиле Чехове.
Идея создания 1-й Студии в 1912 году принадлежала молодым актёрам Художественного театра. Организовались они как «Собрание верующих в систему Станиславского». Идейный вдохновитель, К. С. Станиславский, студию возглавил, а непосредственно работой руководил его помощник в МХТ Леопольд Сулержицкий. Это был новый тип студийного театра, в дальнейшем послуживший образцом для многочисленных студий и театров-студий, создававшихся как коллективы единомышленников. Под руководством Сулержицкого обретали опыт и вырабатывали собственный стиль Евгений Вахтангов, Борис Сушкевич, Ричард Болеславский. Раскрылся талант Михаила Чехова, Алексея Дикого, Серафимы Бирман. «Визитной карточкой» 1-й студии стал поставленный в 1914 году Б. Сушкевичем спектакль «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу.
После того, как в 1916 году не стало Сулержицкого, и в том же году ушёл добровольцем на фронт Болеславский – 1-ю Студию фактически возглавил Б. Сушкевич. Е. Вахтангов был занят параллельной работой в своей студии. Студия исповедовала характерные для раннего МХТ «душевный реализм», естественность существования человека на сцене, сокращение дистанции между актёром и зрителем. Созданные очень разными художниками, большинство из них только искало свой путь, спектакли 1-й Студии обезоруживали и восторгали публику своей непредсказуемостью.
Признание побудило ведущих актёров Студии добиваться независимости от Художественного театра, который уже много лет пребывал в кризисе.
В сентябре 1924 года 1-я Студия превратилась в самостоятельный театр, МХАТ 2-й, с собственным руководством – дирекцией, которую возглавил Михаил Чехов, и получила в своё распоряжение помещение бывшего Нового театра («Шелапутинский театр») на Театральной площади. По воспоминаниям И. Берсенева, МХАТ 2-й был «сложнейшим, интереснейшим творческим организмом, ареной столкновения несхожих, а порой и полярно противоположных индивидуальностей и художественных устремлений». Новый театр, МХАТ 2-й, сохранил эклектизм своего предшественника. Отсутствовала диктатура одного режиссера и это мешало выработке единого стиля. Спектакли ставили Б. Сушкевич, А. Дикий, В. Смышляев, А. Чебан, С. Бирман, И. Берсенев. Символистские тенденции, которые поддерживал Чехов и непосредственно воплощали Смышляев и Чебан («Гамлет», «Петербург»), здесь соперничали с реалистическими в лице Сушкевича («Дело») и яркой театральностью в стиле позднего Вахтангова, поклонником которого оставался А. Дикий («Блоха»).
Репертуар театра был классическим, новую советскую драматургию Чехов игнорировал. К 10-летию Октябрьской революции предпочёл поставить пьесу Р. Роллана «Взятие Бастилии», что вызвало нарекания в прессе, а в самом театре — конфликт, в результате которого МХАТ 2-й окончательно покинул Алексей Дикий, с группой артистов, в том числе Ольгой Пыжовой и Леонидом Волковым, недовольными тем, что Чехов строит театр под себя. Павел Марков по поводу постановки «Гамлета» писал: «Главнейшим оправданием «Гамлета» во МХАТ 2-м остаётся Чехов. Только применительно к нему могут получить объяснение противоречивые формы спектакля и тот способ прочтения шекспировской трагедии, который был обнаружен спектаклем».
В 1928 году Михаил Чехов покинул СССР. Бразды правления МХАТ-2 получил Иван Берсенев, актер, входивший в правление 1-й студии и приобщившийся к режиссуре лишь ко второй половине 20-х годов. Фактически главным режиссером театра был Борис Сушкевич, который тяжело переживал утрату студийной атмосферы, созданной Чеховым. «В своих постановках, – пишет Д. Золотницкий о Б. Сушкевиче, – он тяготел к психологизированной театральной игре, обогащенной социальным анализом, давал эпоху в условном разрезе, в сгущенных красках, оттачивал образ до гиперболы и гротеска… Стиль режиссуры Сушкевича представлял собой сплав мхатовского психологизма, сострадательно-гуманных заповедей Сулержицкого и вахтанговской традиции оправдания игрового гротеска. Эти три истока в разных стечениях определяли до сих пор общие принципы искусства МХАТ-2». В конце 20-х годов театр всё чаще обращался к современной отечественной драматургии. Спектакль «Чудак» А. Афиногенова, стал событием в истории советского театра и выдержал более 500 представлений.
Обострившиеся разногласия в руководстве театра МХАТ-2 повлекли за собой кардинальные перемены. В начале 30-х годов театр сперва покинул В. Смышляев, а затем Б. Сушкевич и одна из ведущих актрис Н. Бромлей. После ухода Сушкевича основными режиссерами стали А. Чебан и И. Берсенев. Спектакли «Униженные и оскорбенные», «Двенадцатая ночь», «Испанский священник» – яркие события театральной жизни Москвы в последний период работы театра МХАТ-2.
Театр был закрыт весной 1936 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О Втором Московском Художественном театре»: «СНК СССР и ЦК ВКП(б) считают, что так называемый МХАТ 2-й не оправдывает своего звания МХАТ и на деле является посредственным театром, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью».
Александр Чебан вернулся во МХАТ; Иван Берсенев, Серафима Бирман и Софья Гиацинтова вошли в труппу Театра им. МОСПС. В 1938 году Берсенев стал художественным руководителем и ведущим актёром Московского театра им. Ленинского комсомола, куда вслед за ним перешли Бирман и Гиацинтова.
Здание на площади Свердлова, как при Советской власти называлась Театральная площадь, отдали детскому театру под руководством Натальи Сац, который стал Центральным детским театром (современный Российский академический молодёжный театр).