Статьи
5 прочтений · 11 месяцев назад
"Лёд и пламень" – творческий тандем Николая Акимова и Евгения Шварца. Часть IV
Автор - Мария Юрманова Работу над пьесой «Медведь» Е. Л. Шварц начал ещё в 1944 году. Задумка так нравилась драматургу, что он (и так всегда неторопливый), сочинял не спеша, трепетно относясь к сюжету и персонажам, и, по собственным словам, «с осторожностью и только в такие дни, когда чувствовал себя человеком». Процесс растянулся на долгие десять лет, но результатом самокритичный Шварц был доволен. Он рассчитывал, что Акимов поставит пьесу в тот же 1954 год. Тем не менее, этим планам не суждено было осуществиться...
11 прочтений · 11 месяцев назад
"Лёд и пламень" – творческий тандем Николая Акимова и Евгения Шварца. Часть III
Автор - Мария Юрманова Е. Л. Шварцу чрезвычайно хотелось сочинить несказочную пьесу из реальной жизни. И вот, за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны, он написал пьесу «Наше гостеприимство». Несмотря на то, что государство всячески приветствовало произведения о непоколебимом чувстве патриотизма, Главрепертком запретил пьесу к постановке. Дело было даже не в том, что не названная прямо национальность «врагов» (открытые выпады против гитлеровской Германии запрещались по дипломатическим...
61 прочтение · 1 год назад
"Лёд и пламень" – творческий тандем Николая Акимова и Евгения Шварца. Часть II
Автор - Мария Юрманова Забавно, что ленинградцы Акимов и Шварц познакомились в 1931 году в Москве, в Театре имени Евгения Вахтангова. Николай Павлович Акимов работал в этом театре художником-постановщиком, а также готовился к режиссёрскому дебюту – постановке в 1932 году спектакля «Гамлет». Евгений Львович Шварц же пришёл в театр, чтобы прочитать свою пьесу «Приключения Гогенштауфена». Пьеса в театре понравилась, её сочли интересной, но требующей доработки, а молодой драматург, по воспоминаниям, спокойно «согласился со всеми замечаниями и больше к этой работе не возвращался»...
18 прочтений · 1 год назад
"Лёд и пламень" – творческий тандем Николая Акимова и Евгения Шварца. Часть I
Студентка 4 курса театроведческого факультета ГИТИСа (мастерская Н.А. Шалимовой) Мария Юрманова исследует взаимоотношения в творческом тандеме Николая Акимова и Евгения Шварца, проходя вместе с героями повествования от этапа знакомства до расставания. О взаимовлиянии двух удивительно непохожих друг на друга людей, первых постановках и возвращении к пьесам драматурга — в нашем историческом материале. Они сошлись. Волна и...
10 прочтений · 2 года назад
Театральный опыты ФЭКСов. Циркизация. Часть III
Автор – Екатерина Муругова В третьей и последней части увлекательного исследования речь пойдет о спектакле «Женитьба» и цирковых элементах в театральных опытах ФЭКСов. Я хочу более подробно остановиться на цирковом элементе в театральных опытах ФЭКСов. А точнее – на циркизации театра, так динамично воплощенной в жизнь, в частности, и эксцентриками. Это была попытка приблизить театральное искусство к новому массовому зрителю. Попытка совершить прыжок от элитарности к массовости. Цирк стал театром...
7 прочтений · 2 года назад
Театральный опыты ФЭКСов. Циркизация. Часть II
Автор – Екатерина Муругова Во второй части увлекательного исследования речь пойдет о встрече двух основателей ФЭКСов и первом манифесте компании. 1920 год. В Петрограде в Театре комической оперы встретились Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. Трауберг был музыкален, главным его увлечением была оперетта. Но более всего его притягивала массовая бульварная книжная продукция и, в первую очередь, серийные детективные брошюры о Нате Пинкертоне. Ранние пристрастия Козинцева принадлежали народному искусству, низким жанрам...
11 прочтений · 2 года назад
Театральный опыты ФЭКСов. Циркизация. Часть I
Автор – Екатерина Муругова Мы начинаем публиковать увлекательное исследование Екатерины Муруговой о том, как появились и работали фабрики эксцентрического актёра — ФЭКСы в 1920-х годах. В первой части вы узнаете о постулатах и основателях этих киномастерских. Виктор Борисович Шкловский писал: Санкт-Петербург «висел между настоящим и будущим, веса в нём, как в ядре между землёй и луной, не существовало». В одном ряду с этим описанием стоит слово «эксперимент». Начало 1920-х годов в России было наречено движением авангардистов...
24 прочтения · 2 года назад
Мхатовские традиции в театре-студии «Современник» (1956-1964). Часть VII. Заключение
Автор – Полина Афиногенова Театр-студия на Поварской, созданный по инициативе К.С. Станиславского при Московском Художественном театре в 1905 году стал первым примером особого рода театральной институции. Эта экспериментальная лаборатория, названная В. Мейерхольдом «театральной студией», позволяла без ущерба для деятельности самого театра и без особых для него рисков вести поиски новых художественных средств и приемов. Студия на Поварской положила начало феномену мхатовской студийности. Первая студия,...
212 прочтений · 2 года назад
Мхатовские традиции в театре-студии «Современник» (1956-1964). Часть VI
Автор – Полина Афиногенова К началу 1960-х годов театр-студия «Современник» окреп, завоевал любовь своего зрителя. Слава к первому, рождённом в постсталинское время театру-студии пришла сначала в Москве, а после нашумевших гастролей в 1960-м году со спектаклем «Голый король» распространилась и по Ленинграду. Выживать молодой труппе приходилось непросто, однако в период бездомности коллектив стойко держался на плаву, показывая спектакли на разных площадках столицы (клуб «Правда», ЦДКЖ, сцена летнего сада им...
17 прочтений · 2 года назад
Мхатовские традиции в театре-студии «Современник» (1956-1964). Часть V
Автор – Полина Афиногенова После выпуска спектакля «Вечно живые» встал вопрос о способе узаконивания существования студии при МХАТе. На третий ночной показ спектакля студийцы пригласили артистов МХАТа и директора театра Александра Солодовникова. Корифеям Художественного театра спектакль понравился, однако идею создания Пятой студии они не поддержали. Но молодым артистам удалось заручиться поддержкой А. Солодовникова. Он всеми силами способствовал тому, чтобы студия получила официальный статус. Сложность заключалась в том, что в середине 1950-х годов это было сделать фактически невозможно...
23 прочтения · 2 года назад
Мхатовские традиции в театре-студии «Современник» (1956-1964). Часть IV
Автор – Полина Афиногенова Смерть Сталина в 1953 году и ХХ съезд партии 1956 года, на котором был зачитан доклад Н. Хрущева «О культе личности и его последствиях», поделили жизнь советских граждан на «до» и «после». Наступила эпоха оттепели. В воздухе «появилось ощущение манящей свободы, романтических надежд, реформирования былого и жажды нового» (Шалашова, А. В. Текст спектакля и контекст эпохи: советский театр 60-х годов читает русскую классику: дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения: специальность 17...
9 прочтений · 2 года назад
Мхатовские традиции в театре-студии «Современник» (1956-1964). Часть III
Автор – Полина Афиногенова Прошло несколько лет после триумфальных премьер «Анны Карениной» (1937) и «Трех сестер» (1940), и у В. И. Немировича-Данченко возникло ощущение надвигающегося кризиса, его беспокоило творческое состояние коллектива МХАТа. Театр нуждался в очередной регенерации. В труппе был большой балласт, однако в плане художественных исканий основатель мог положиться лишь на немногих: «Их там 60 человек, из них десяти — двенадцати я верю» (Соловьева И. Н. Ветви и корни. – М.: Московский Художественный театр, 1998...