Найти тему
Из Питера с любовью. Юля

Для чего огнеборцам козел? Пожарная каланча в родном купеческом городе

«А на самый верх каланчи забраться, слабо?» - спросила я себя, запрокидывая голову. И, желая поскорее увидеть родной город с высоты «девятиэтажки», ринулась героически преодолевать в потемках узенькие лестничные пролеты.

Фото автора
Фото автора

Каланча пожарная, эксклюзивная

Пожарная каланча, та, что базируется на площади Свободы в моем родном городе Сарапуле, в нашей республике – одна-единственная. Подобных архитектурных памятников на территории Урала немного.

История ее создания такова. Сарапульская Городская Дума была очень озабочена тем, что местные «огнеборцы» зачастую не могут справиться с тушением пожаров. Не радовала такая картина и российские власти. Известно, что в дореволюционной России службам пожарной охраны официально покровительствовала императорская фамилия.

Отрывочные сведения о том, как город боролся с пожарами до организации пожарного депо, имеются в записке сарапульского городничего Василия Дурова. В частности, он писал: «Штатной пожарной команды не состоит, а есть только два конюха по найму, получают оба жалованья 60 рублей серебром в год. Для тушения пожара собираются сами жители по составленному расписанию, заключающемуся в том, кто и с чем обязан являться на пожар в случае тревоги» (1852).

И вот 14 декабря 1865г. распоряжением Министра внутренних дел России, Указом Вятского губернского правления, Сарапульской городской Думе было предписано дать старт настоящему пожарному делу. В 1881 году в городе было образовано вольное пожарное общество, куда входило 12 действительных и 35 почетных членов. Местных «огнеборцев» возглавил брандмейстер Нершов. «Кастинг» при наборе в его команду был жестким.

Через три года для пожарного обоза были закуплены 14 лошадей. Но так как настоящее пожарное дело без настоящего пожарного депо стартовать не могло, в1886 году Городская Дума приняла кардинальное решение: «Постройку пожарной каланчи для помещения пожарного обоза признать необходимой».

Тендер на постройку, как сейчас принято говорить, выиграл пермский купец Драгунов. Всего за один год он выстроил на Базарной площади (с 1918-го года - Свободы) внушительных размеров пожарное депо со сторожевой башней. Постройка осуществлялась на пожертвования купцов, заводчиков, судовладельцев и простых граждан. И обошлась только городской казне в 19.688 рублей 04 копейки.

Большой вклад в противопожарное обеспечение города внес голова Сарапульской управы Петр Башенин, под руководством которого было начато строительство хозяйственно-противопожарного водоснабжения с установкой гидрантов.

Зачем «огнеборцам» козел?

Служила пожарная каланча для горожан и своеобразной «живой» газетой. С северной и южной сторон на ней были установлены кронштейны, на которых при подходе пароходов к городской пристани вывешивались квадратные знаки, указывающие, с какой стороны прибыло то или иное судно. В ночное время вместо квадратов вывешивались фонари. Поэтому город круглосуточно был в курсе всех новостей.

В числе презабавных анекдотов, попавших в летопись местного пожаротушения, есть байка про козла, которого сарапульские пожарные держали на складе в качестве ночного сторожа. Хотя знаток сарапульской старины, член дворянского собрания Виктор Сергеевич Ерастов утверждает, что история про козла-сторожа – не анекдот, а самая настоящая быль. Дескать, козел действительно, жил на складе, где хранился фураж для лошадей, и добросовестно отпугивал грызунов, которые разбегались от его мерзкого запаха.

Ну, а всех остальных, у кого с обонянием было не очень, отпугивал звук висящего на козлиной шее колокольчика.

Лошадей, прикрепленных к пожарному депо, ежедневно тренировали. Поэтому по звону малого колокола (не путать с козлиным колокольчиком!) они мгновенно выскакивали из стойла, бежали в манеж и занимали места – каждая у «своей» телеги.