А теперь - опять о денежных расчетах. Без них – никакая хозяйственная деятельность в рыночной экономике немыслима. Значительную долю в денежном обороте составляют также расчеты между людьми, бизнесом и государством. А само государство живет на налоги, которые в денежной форме поступают от налогоплательщиков – граждан и юридических лиц.
Отсюда – невероятна высокая важность правильной и надежной системы денежных расчетов для жизни общества. Уж никак не меньше, чем важность сети шоссейных дорог!
Но шоссейными дорогами занимается государство: оно их строит, ими владеет и определяет порядок их использования. А почему же денежными расчетами занимаются частные структуры, зацикленные на свои частные интересы?
Может, есть какое-то мнение об этом у экономической науки? Берем экономические труды и учебники. Ищем. Нет, есть только унылое описание: «Денежными расчетами в экономике занимаются банки. Иногда – удачно, иногда – нет. Иногда они просто воруют деньги своих клиентов. Государство за этим должно присматривать».
Почему бы то же самое не применить и к дорогам? «Строительством дорог занимаются подрядчики. Управление дорожным движением осуществляют частные коллекторы штрафов. Где-то у них что-то получается, где-то – получается не очень. Где-то дороги функционируют только летом и только в хорошую погоду. Где-то вместо штрафов частные коллекторы конфискуют транспортные средства, грузы и самих пассажиров (используя их в качестве заложников)».
Вы уже нервничаете? Успокойтесь, до такого маразма власти еще не дошли! Пока такие новации действуют только в сфере денежных расчетов.
А как частные банкиры вообще просочились в эту сферу? Ведь долгое время люди и бизнесы осуществляли свои расчеты – монетами и бумажными банкнотами – без участия всяких посредников!
«Идея на миллион» родилась в многомудрой голове старшего Ротшильда. В средневековые времена, когда путешествовать по Европе было опасно – а с деньгами – опаснее вдвое! – он придумал разослать своих пятерых сыновей во все главные торговые города Европы: Париж, Лондон, Неаполь, Вена. И одного оставил при себе – в Франкфурте.
А дальше он распорядился: Каждый из вас должен объявить, что он под свое частное имя принимает деньги для переводов в остальные четыре города Европы. Каким образом? Вы выдаете клиентам бумажные расписки на сумму перевода, по которым этот клиент, прибыв в город его назначения, получает указанную в этой расписке денежную сумму от вашего брата, проживающего в этом городе. За эту услугу вы будете получать разумные комиссионные.
Если вы никого ни разу не подведете – вы быстро станете миллионерами. И вы увидите – как только этот ваш бизнес наберет обороты, что для него и вложений ваших никаких не потребуется: тех денег, которые вам будут ежедневно приносить для переводов, будет достаточно каждому из вас, чтобы погашать те расписки ваших братьев, которые вам будут приносить их клиенты.
Так и случилось. И братья Ротшильды, даже не имея семейной фамилии («Ротшильд», Красный щит, было нарисовано и написано на дешевой жестянке, которую повесил их отец над своей меняльной конторой) стали мультимиллионерами, сравнимыми по богатству с самыми богатыми королевскими семействами Европы и мира!
Но со времен братьев Ротшильдов прошло уже много лет. Сейчас подавляющее большинство расчетов в экономике и в государственном управлении осуществляется в безналичной форме, т.е. – просто в передаче информации о двойных проводках: дебетовать счет такого-то клиента и кредитовать счет другого такого-то клиента.
А такую информацию можно передать и по почте, и по проводам, и по радиоволнам. Сейчас, при современных информационных технологиях, информация передается по электронным каналам практически мгновенно. А быстродействие современных средств передачи и обработки информации таково, что миллионы и миллиарды информационных сообщений о расчетах могут передаваться одним мощным компьютером. Таким образом, уже ничего не мешает концентрации всего денежного оборота в стране в единой расчетной системе!
Эта идея не нова. В.И. Ленин предложил проект централизации всех хозяйственных расчетов страны в едином (единственном) государственном банке еще в 1917 году, еще до Октябрьской революции, т.е. – для буржуазного государства, для государства с частной собственностью на средства производства! Главные преимущества такой централизации расчетов он видел в упрощении и ускорении денежного оборота (результатом чего станет экономия денежной массы – при ускорении расчетов тот же объем хозяйственной деятельности может обслуживать меньшая сумма денег) и в получении государством мощного средства налогового контроля (все сделки между предприятиями и организациями оказываются «прозрачными» для налогообложения).
Сейчас, на новом уровне развития информационных технологий, издержки на совершение таких операций совершенно незначительны, и основные проблемы в этой сфере (с надежностью передачи информации и со скоростью ее обработки) возникают из-за того, что этой деятельностью занимаются сотни и тысячи банковских учреждений - с разными техническими средствами, с разными программными продуктами и с разной квалификацией работников.
Но эти проблемы во многих странах уже решены за счет организации национальных и международных систем взаиморасчетов между банковскими учреждениями – типа СВИФТ и других. Если взять такую уже существующую систему, то перевести в нее все расчеты в стране, между всеми частными лицами и государственными учреждениями – значит, всего лишь нарастить мощность передающих и обрабатывающих устройств.
Задача эта – сейчас уже чисто технологического характера! А с ее решением можно будет забрать от банков их расчетные функции (оставив их заниматься чисто банковскими, посредническими операциями) и передать их в ведение единой государственной расчетной системы – ГСС.
Такая трансформация давно назрела. Парадоксом выглядит то, что простые расчеты между гражданами и государством по уплате налогов и по выплате зарплаты государственным служащим все еще осуществляются при посредстве частных банков. Если предположить, что основная масса таких расчетов сейчас осуществляется в безналичной форме и с использованием банкоматов, то абсолютно непонятно, почему через тот же банкомат нельзя переводить деньги прямо на счета государства (и снимать с них же!) без проведения их через счета ненадежных частных банкиров?
Таким образом, перевод денежных расчетов на уровень публичной функции государства, изъятие этой функции из ведения часто недобросовестных частных банкиров и банков решает массу разных проблем организационного и контрольного характера и одновременно позволяет резко снизить издержки общества на такие операции.
Также это даст возможность значительно упростить налоговое администрирование – к примеру, в Швеции и Дании налоговые отчеты и декларации компаний и граждан уже составляются самими налоговыми органами!
И теперь – тот же главный вопрос: а что думает об этой проблеме экономическая наука? И получаем тот же ответ: А ничего!
Экономическая наука такой проблемы не знает и не видит. Ученые экономисты такими «мелочами» себя не заморачивают. Предметами своих исследований они выбирают такие темы, по которым можно представить миру много таблиц (что легко делают за них современные компьютеры) и много тривиальных рассуждений социологического и психологического характера. Вопросов организации современной хозяйственной жизни, управления производственными и финансовыми процессами они предпочитают вообще не касаться. Последними достижениями в этой области они видят в фордовско-тейлоровской системе организации труда и в «революции менеджеров».
После этого – тишина. Феномены бурного экономического развития на Востоке, в Японии, Южной Корее, на Тайване, в Гонконге, в современном Китае их только раздражают: за такие исследования шведские банкиры Нобелевских премий не дают!
Подробнее: в книге В. Кашин «Через рифы и сквозь мифы: непознанными тропами российской неокономики» - по ссылке https://www.labirint.ru/books/769326/.