Написав заметку про слоговую структуру Марковой, я, возможно, как-то не достаточно раскрыла вопрос. Потому что мне кажется всё понятным, но поразмышляла и решила, что надо добавить информации.
От себя – работа со слоговой структурой, хлопки, ударения – не имеют отношения к чтению. Это работа над речью.
Отсебятина закончена.
А вот, что говорят специалисты по поводу того, в каких случаях надо уделить внимание слоговой структуре:
И вот, что они пишут по поводу причин таких отклонений в речи.
То есть берём своего плохо говорящего ребёнка, читаем симптоматику: Выбрасывает слоги? Добавляет другие? Переставляет? Добавляет лишние звуки (Гриша)? Выбрасывает звуки из слога (Гриша)?
Определились. Идём ко второй картинке и смотрим, к чему это относится? К слуху или к артикуляции (В случае Гриши - артикуляция)? Вот и всё. Проблемы есть? Надо работать. Нету? Не надо.
Это если примитивно.
------------------------------
Вступление окончено.
А сейчас про книгу.
Я уверена, что системный подход – это хороший подход.
Когда над одним навыком работают с нескольких сторон разными способами. Обычно это очень сложно организовать. Но в данном случае у меня немного получилось работать над ритмом слова с двух сторон, а не только на одном занятии.
В заметке про первый класс Марковой я упомянула, что лексику для занятий взяла вот из этой книги.
Почему? Можно же любые слова.
Да, я так в начале и сделала. А потом, когда дошла до подбора слов к 8 классу, то слова в моей голове закончились. И я начала искать в интернете и нашла эту книгу.
В ней очень доступная лексика, а главное, очень хорошие и понятные игры на изучение грамматики, в которые играть можно не только на занятиях. Главное, понять принцип.
Итак. Взяла книгу. Она хорошо построена. Материал разделён на главы по классам. В каждой главе около 15 упражнений-игр.
Я, естественно, всё это поместила на карточки, каждое упражнение.
Распечатала, заламинировала.
И для упражнений сделала картинки-карточки. Так же заламинированы.
И теперь перед занятием на столе у меня карточки с упражнениями и карточки для Гриши.
И вот так мы работаем.
В первом классе – 12 упражнений. Что-то я уже убрала, потому что ну совсем легко.
И из каких-то упражнений убрала картинки. Они были везде. Сейчас ему не нужна такая помощь. Как, например, с загадками. Ему это легко. А что-то, видно на видео, Грише почти не доступно.
Уточнение про поведение:
1. На видео можно увидеть, что я делаю, когда Гриша непрерывно разговаривает. Очень аккуратно переключаю его внимание. Почему? Потому что не аккуратное переключение может привести к негативу. И видно, если кто осилит до конца, что постепенно необходимость поболтать снижается, и он ответственно выполняет, как может, задания.
2. Помимо болтовни Гриша ещё стол ковыряет. Почему я не очень активно пресекаю это действие? По той же причине. Негативное поведение. При этом ковыряние стола не мешает ему выполнять задание. Со временем видно, что он оставляет и это действие.
3. Я отлично понимаю, как всё это выглядит для неподготовленного зрителя.
Но на много хуже то, что я неоднократно наблюдала, как учителя и специалисты первым делом пытались правильно посадить ребёнка, сложить его ручки перед ним и заткнуть ему рот.
Как вы думаете, чем всё заканчивалось? А именно этим. Попытками усадить и заткнуть. Потому что Гриша не может (пока) собраться так, чтобы сидеть как столб. Я знаю, что сможет. Но пока – это не доступно.
И поэтому, я считаю, что в таком случае (когда ребёнок, очевидно, не может спокойно сидеть) надо сосредоточиться на главном. А что главное? Речь, грамматика, игры. Вот и играем. А то, что он стол расковырял и в начале заткнуться не может. Ну что ж, будем слушать про триллионы животных, между прочим, повод и грамматику отработать. А стол опять покрасим. Потому что я уверена в том, что успешная работа над главным, а это речь, приведёт к тому, что и стол он ковырять перестанет, и научится молчать. Что он и старательно делает. Но очень медленно. То есть адекватное поведение - это следствие развития речи и психики, а не первое, над чем надо, высунув язык, работать.
А вот если пытаться зайти с другой стороны, и начать работу над поведением в мелочах, то никогда не доберёшься до речи (главного) и, как следствие, не справишься и с поведением.
Как итог - ребёнок - не обучаем.
Нет, господа.
Это не он - не обучаем.
Это вы не знаете, как его научить.
-------------------
Вот так я работаю с не адекватным поведением во время урока. Заметьте, оно не негативное. А вот если его активно пресекать, то перейдёт в негатив. И занятие вообще не сможет состояться.
Обещала об этом писать. Выполняю.
Видео занятия.
Итак.
Книга «Слоговая структура» Четверушкиной Н.С. – хорошее пособие для работы над грамматикой. Даже если вы не отхлопываете слова, и вообще не знаете, кто такая Маркова с её слоговой структурой, эта книга может быть полезна.
Удачи и терпения вам.