Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Речь. Работа над грамматикой. Немного про поведение на уроке. И что главнее, умение молчать или умение учиться.

Написав заметку про слоговую структуру Марковой, я, возможно, как-то не достаточно раскрыла вопрос. Потому что мне кажется всё понятным, но поразмышляла и решила, что надо добавить информации.

От себя – работа со слоговой структурой, хлопки, ударения – не имеют отношения к чтению. Это работа над речью.

Отсебятина закончена.
А вот, что говорят специалисты по поводу того, в каких случаях надо уделить внимание слоговой структуре:

И вот, что они пишут по поводу причин таких отклонений в речи.

-2

То есть берём своего плохо говорящего ребёнка, читаем симптоматику: Выбрасывает слоги? Добавляет другие? Переставляет? Добавляет лишние звуки (Гриша)? Выбрасывает звуки из слога (Гриша)?

Определились. Идём ко второй картинке и смотрим, к чему это относится? К слуху или к артикуляции (В случае Гриши - артикуляция)? Вот и всё. Проблемы есть? Надо работать. Нету? Не надо.

Это если примитивно.

------------------------------

Вступление окончено.

А сейчас про книгу.

Я уверена, что системный подход – это хороший подход.

Когда над одним навыком работают с нескольких сторон разными способами. Обычно это очень сложно организовать. Но в данном случае у меня немного получилось работать над ритмом слова с двух сторон, а не только на одном занятии.

В заметке про первый класс Марковой я упомянула, что лексику для занятий взяла вот из этой книги.

-3

Почему? Можно же любые слова.

Да, я так в начале и сделала. А потом, когда дошла до подбора слов к 8 классу, то слова в моей голове закончились. И я начала искать в интернете и нашла эту книгу.

В ней очень доступная лексика, а главное, очень хорошие и понятные игры на изучение грамматики, в которые играть можно не только на занятиях. Главное, понять принцип.

Итак. Взяла книгу. Она хорошо построена. Материал разделён на главы по классам. В каждой главе около 15 упражнений-игр.

-4

Я, естественно, всё это поместила на карточки, каждое упражнение.

-5

Распечатала, заламинировала.

И для упражнений сделала картинки-карточки. Так же заламинированы.

-6

И теперь перед занятием на столе у меня карточки с упражнениями и карточки для Гриши.

-7

И вот так мы работаем.

В первом классе – 12 упражнений. Что-то я уже убрала, потому что ну совсем легко.

-8

И из каких-то упражнений убрала картинки. Они были везде. Сейчас ему не нужна такая помощь. Как, например, с загадками. Ему это легко. А что-то, видно на видео, Грише почти не доступно.

-9

Уточнение про поведение:

1. На видео можно увидеть, что я делаю, когда Гриша непрерывно разговаривает. Очень аккуратно переключаю его внимание. Почему? Потому что не аккуратное переключение может привести к негативу. И видно, если кто осилит до конца, что постепенно необходимость поболтать снижается, и он ответственно выполняет, как может, задания.

2. Помимо болтовни Гриша ещё стол ковыряет. Почему я не очень активно пресекаю это действие? По той же причине. Негативное поведение. При этом ковыряние стола не мешает ему выполнять задание. Со временем видно, что он оставляет и это действие.

3. Я отлично понимаю, как всё это выглядит для неподготовленного зрителя.

Но на много хуже то, что я неоднократно наблюдала, как учителя и специалисты первым делом пытались правильно посадить ребёнка, сложить его ручки перед ним и заткнуть ему рот.

Как вы думаете, чем всё заканчивалось? А именно этим. Попытками усадить и заткнуть. Потому что Гриша не может (пока) собраться так, чтобы сидеть как столб. Я знаю, что сможет. Но пока – это не доступно.

И поэтому, я считаю, что в таком случае (когда ребёнок, очевидно, не может спокойно сидеть) надо сосредоточиться на главном. А что главное? Речь, грамматика, игры. Вот и играем. А то, что он стол расковырял и в начале заткнуться не может. Ну что ж, будем слушать про триллионы животных, между прочим, повод и грамматику отработать. А стол опять покрасим. Потому что я уверена в том, что успешная работа над главным, а это речь, приведёт к тому, что и стол он ковырять перестанет, и научится молчать. Что он и старательно делает. Но очень медленно. То есть адекватное поведение - это следствие развития речи и психики, а не первое, над чем надо, высунув язык, работать.

А вот если пытаться зайти с другой стороны, и начать работу над поведением в мелочах, то никогда не доберёшься до речи (главного) и, как следствие, не справишься и с поведением.

Как итог - ребёнок - не обучаем.

Нет, господа.

Это не он - не обучаем.

Это вы не знаете, как его научить.

-------------------

Вот так я работаю с не адекватным поведением во время урока. Заметьте, оно не негативное. А вот если его активно пресекать, то перейдёт в негатив. И занятие вообще не сможет состояться.

Обещала об этом писать. Выполняю.

Видео занятия.

Итак.

Книга «Слоговая структура» Четверушкиной Н.С. – хорошее пособие для работы над грамматикой. Даже если вы не отхлопываете слова, и вообще не знаете, кто такая Маркова с её слоговой структурой, эта книга может быть полезна.

Удачи и терпения вам.

НАВИГАТОР

ВОПРОСЫ

-10