Найти тему
Хакнем Школа

Совсем не об инклюзии — о воспитании детей обычных, порой жестоких, живущих рядом с «особенными»

Пост подписчика Хакнем для рубрики #хакнем_посты (в этой рубрике размещаются посты наших подписчиков)

Не про инклюзию

История 1. САША

Я как-то обещала рассказать, как в моём классе оказалась «особенная» девочка Саша. Рассказываю. И сразу говорю: этот рассказ не про инклюзию. Совсем не про инклюзию.

Начну издалека. Зачем — сама не знаю, ну вот так захотелось.

Итак, работала я тогда в одной параллели, очень дружной. Все мероприятия вместе проводили. И в одном из классов была девочка Саша. Как сейчас сказали бы — «особенная». Диагноз её я не знаю, да там и без диагноза было понятно, что есть у девочки отклонения: вечная улыбка на лице, взгляд рассеянный, скачущий, движения нескоординированные. Впрочем, Саша была вполне обучаема на три балла: читать/писать/считать умела, наизусть стихи учила, пересказать простой параграф после домашней подготовки была в состоянии. Понимала ли что или нет — уже не знаю. Впрочем, девочка была доброжелательна, неагрессивна, правда, некоторые реакции на слова и действия ровесников были странными, но вреда от этого никому не было.

Однажды в 4 классе (это был класс, шагнувший из 4-го прямо в 6-ой) проводили мы «Огонек». Всё, как обычно: немного официальной части, потом игры, конкурсы, чаепитие и дискотека. Дети притащили уйму сладостей: конфеты, пирожные, торты, печенье, газировки, соки, да и чай с сахаром. И вот во время дискотеки детей стала мучить жажда. И, как я понимаю, вовсе не от обезвоживания, а просто от того, что в горле от сладкого было «шершаво». При взгляде на конфеты лица кривились.

И тут настал звёздный час Александры! Откуда-то она извлекла трёхлитровую банку солёных огурцов! Она её вместо сладостей принесла. Но сразу на стол постеснялась поставить. Боже, алкоголики с похмелья не едят так жадно солёные огурцы и не пьют так рассол, как это делали десятилетние дети! И все хвалили Сашу, благодарили её. Саша просто цвела от гордости. Никогда ей не доставалось столько похвальных слов и внимания!

А после 7-го класса детей решили разделить по профилям: математический, хим-био, мой гуманитарный, а всех, кто остался, отправили в класс с буквой «Г». Ну, и Саша туда попала, куда же ещё?

Я уроки вела во всей параллели. И был в этом классе Колька Голубев. Мальчишка неглупый, но злой. Стал этот Колька неформальным отрицательным лидером в этом классе «Г», который превратился в небольшой «Г»адюшник. Огромное удовольствие Колька получал от унижения, оскорбления других людей: и одноклассников, и учителей, если удавалось. Хотя учителя у нас стойкие были.

Фото взято из открытых источников информации
Фото взято из открытых источников информации

В общем, начались в классе издевательства над Сашей. То подножку ей подставят, то подол платья задерут, то сальные шуточки отпустят по поводу её вполне уже оформившегося тела. Смотрю я на уроке на неё и вижу: стала её раньше восторженная улыбка какой-то грустной и растерянной. На переменках сидит в уголке, из класса не выходит. Но и тут к ней Колька и его подпевалы не отстают: то пенал на другую парту перебросят, то в чистенький фартучек руки меловые вытрут, а то и сопли размажут. И сделать с ними ничего нельзя: никого за руку не поймаешь, видишь уже последствия.

Понаблюдала я это безобразие одну четверть, пришла к своим «гуманитариям», рассказала про Сашу.

Некоторые из ребят с ней раньше в одном классе были. Жалко им Сашу стало. И огурцы солёные все вспомнили.

Тут я их и спрашиваю: не против ли они будут, если я директора попрошу Сашу в наш класс перевести?

— Так она же не потянет!

— А какая разница? Что там трояки получает, что у нас будет трояки получать!

— Тогда конечно, переводите!

Сходила я к директору, ситуацию объяснила, и со второй четверти Саша у меня в классе училась. Улыбка опять восторженной стала, взбодрилась, по коридору стала ходить, с мальчиками из других классов заигрывать.

Мои, конечно, посмеивались над ней, но не обидно, даже ласково. И оберегали её. Стоило Саше направиться в сторону «Г» класса, девчонки сразу к ней:

— Шура, ты куда? Там Голубев! Пойдём лучше к математикам сходим, с Павликом поговорим (Павлик Саше нравился).

В общем, Колька отстал потихоньку от Саши. И окончила она 9 класс вполне благополучно.

Так что, как видите, рассказ совсем не об инклюзии. Ведь инклюзия — для чего? Чтобы «особенные» дети научились жить с обычными, и порой жестокими детьми. С Голубевым, например. А мы взяли Сашу и вместо того, чтобы приучать жить в жестоком мире, отправили её в «мир розовых пони». Какая же это инклюзия?

История 2. Даша

А расскажу-ка я ещё про одну «особенную» девочку. Из нынешнего времени.

Дети у нас во дворе самые обычные. Не ангелы. И музыку на полную мощь включают, и нахамить могут, и покуривают, и пиво иногда от взрослых прячут, а матом так просто разговаривают. Впрочем, ангелы, возможно, тоже есть, только им во дворе торчать некогда: у них музыкалка, английский, тренировки, уроки.

Появилась года два назад в нашем дворе девочка с синдромом Дауна. Сколько ей лет — определить трудно: может, 12, а может, 16. Ростиком маленькая, но формы вполне развитые. И вскоре вся детвора двора, от семи до семнадцати, дружила с Дашей. И мальчики, и девочки. Мелкие пацаны её на самокате кататься учат, маленькие девчонки ей причёски делают, а она им, ребята и девчонки постарше при встрече с ней обнимаются (мода у них такая сейчас, обниматься). Всегда Даша там, где тусуется детвора, никто её не прогоняет, все защищают.

Мальчишки вечером до подъезда провожают, чтобы никто из неадекватных взрослых не обидел, девочке, хотевшую Дашу ради прикола пивом напоить, всей компанией своё «ФИ» высказали.

В общем, мир, дружба, жвачка. Взрослые, случайно в наш двор попавшие, этой идиллии удивляются. Дети — воспринимают как должное. И я тут подумала: а ведь эти взрослые, как и родители этих подростков, — ровесники.

Саши из первой истории, и Кольки Голубева, конечно. А дети — да они такие же, как в нашем дворе. Может, стоит поверить Басте, пропевшему в своей гениальной «Сансаре» — «Наши дети будут лучше, чем мы»?

Так что я не об инклюзии. Совсем не об инклюзии. Я о воспитании. Детей. Обычных, не «особенных».

В жёлтой жилетке — наша Даша. Имена, конечно, изменены  (фото предоставлено автором)
В жёлтой жилетке — наша Даша. Имена, конечно, изменены (фото предоставлено автором)

#хакнем_посты (👈 рубрика для размещения постов подписчиков. Подпишитесь на этот хэштег)

Автор: #литвинова_карина 60 лет, из которых 37 лет проработала в школе, учитель русского языка и литературы, г. Калининград.

Канал Хакнем Школа благодарит нашего постоянного читателя и подписчика Карину Николаевну за интересные школьные истории и возможность их опубликования в нашем канале!

Другие статьи автора:

Читайте другие школьные истории на нашем канале в телеграм - по этой ссылке

-3

Если у вас есть тёплые воспоминания и полезные истории из школьной жизни, которые вы хотели бы опубликовать в нашем канале, напишите нам об этом 👉 story@haknem.com

-4

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц