Найти в Дзене

Анастасия Рутковская, КАМАЗ: “Стартапы должны быть готовы к погружению в проект”

Оглавление

Во что инвестирует КАМАЗ?

  • Программа “Проверка гипотезы” для технологичных компаний (стартапов), относящихся к малому или среднему бизнесу, с готовым продуктом для повышения операционной эффективности процессов в группе компаний КАМАЗ.

  • Программа “Бизнес” для людей с бизнес-идеями, которые могли бы стать новыми источниками дохода для КАМАЗа.

- Мы инвестируем не только в бизнес-идеи, но и в продукты, повышающие операционную эффективность внутренних процессов компании. Нам интересны три направления идей:

-2
  • “Экосистема” - идеи сервисов, улучшающих жизнь работников и повышающих их лояльность к компании, как работодателю.

  • “Проверка гипотез”. Ищем технологичные компании (стартапов), относящихся к малому или среднему бизнесу, с готовым продуктом, для повышения операционной эффективности процессов в группе компаний КАМАЗ. Готовы инвестировать в совместные пилоты на нашей площадке, чтобы проверить гипотезу о эффективности их продуктов.

  • “Бизнес. Ищем людей с бизнес-идеями, которые могли бы стать новыми источниками дохода для КАМАЗа.

Критерии отбора проектов

- Критерии отбора могут существенно отличаться в зависимости от категорий проектов.

-3

“Проверка гипотез”

- В категории “Проверка гипотез” мы готовы отсматривать какие-то стартапы, компании, у которых есть уже готовый продукт, есть первые внедрения, продажи. Если гипотеза их эффективности подтверждается на пилоте, мы готовы рассматривать возможность масштабирования.

- Помимо готовности продукта для нас важно, чтобы у стартапа было понимание, как можно применить этот продукт в нашей компании. Стартап должен предложить кейс применения его продукта.

- Экономический эффект может заключаться, например, в снижении издержек. Эффект может быть косвенным, но нужно суметь его посчитать и продемонстрировать.

- У команды стартапа должна быть возможность на этапе пилотирования большое время уделять работе с нашим проектом. Они должны быть готовы к полному “погружению” в проект.

- Необходимо понимать, кто является внутренним заказчиком, кому это нужно. Здесь мы готовы оказывать помощь стартапу.

- Продолжительность пилотного проекта не должна превышать шести месяцев.

- Стоимость пилота. Со своей стороны мы готовы вложить до двух миллионов рублей, чтобы попробовать продукт на каком-то небольшом участке. Потом уже судить о возможности масштабирования. У “Центра цифровой трансформации” есть собственный бюджет на пилотирование.

- И, конечно, тема проекта должна относиться к тем областям, которые нам изначально интересны.

“Экосистемные проекты”

- Здесь все очень похоже на категорию “Проверка гипотез”, отличие лишь в ориентации продуктов на персонал компании.

“Бизнес”

- Главный критерий - синергия идеи с основным бизнесом “КАМАЗа”. Нам интересны определенные сферы бизнеса.

- Важно понимание объема рынка.

- Мы считаем вместе со стартапом финансовую модель.

- Необходимо наличие MVP и уже проведенных первых “ручных” продаж. В рамках акселератора команда должна доказать спрос, совершив несколько продаж.

- Нашей особенностью является то, что мы готовы инвестировать в идею - на самом начальном этапе развития проекта и трудоустраивать команду в проект на период его развития.

- Обязательно наличие достаточной команды стартапа.

- Проект должен обещать возврат инвестиций в течение пяти лет.

_____

- Чтобы иметь возможность принятия быстрых инвестиционных решений, мы создали отдельное общество с ограниченной ответственность - “Цифровую платформу КАМАЗ”. Уже эта структура создает дочерние предприятия со стартапами, приобретает все, что необходимо для пилотирования. Также наша структура может привлекать венчурные инвестиции со стороны.

-4

- Те стартапы, которые сейчас есть в нашем портфеле, - проекты реализованные нашими сотрудниками. Выйти во внешний рынок идей мы еще только планируем. Каждый проект рассматривается индивидуально - правлением и первым лицом компании. Инвестиции определяются конкретно под каждый запрос.

- Наша цель - заработать на проектах цифровой трансформации 10% EBITDA КАМАЗа к 2025 г.

Наша корпоративная акселерационная программа действует три года, мы еще только набираем обороты, учимся вместе с проектами, в том числе тому, как считать экономическую эффективность проектов.

Полностью выступление Анастасии Рутковской, руководителя направления поддержки цифровой трансформации, КАМАЗ, на конференции “Инвестиции в индустриальные инновации” смотрите на канале “Перезапуск: другие инновации”

Стартапы
4712 интересуются