Давно на моём канале не было статей, посвященных кладбищам. В начале года я решил отдохнуть от этой темы, и мой отдых слегка затянулся. Ну что ж, пора это исправлять - и сегодня я расскажу вам об одном из самых интересных некрополей Санкт-Петербурга - Волковском лютеранском кладбище!
Люди, читающие мой канал ещё с 2019 года, могут помнить, что когда-то давно я уже рассказывал об этом кладбище в отдельной статье. Скажу вам больше - это была моя первая публикация на тему кладбищ Санкт-Петербурга! Но с тех пор прошло почти четыре года, качество моих публикаций заметно возросло, и я осознал, что та статья была достаточно неудачной: в ней я вёл своё повествование "по верхам", так как гулял по кладбищу без предварительной подготовки, а потому пропустил большую часть интересных и важных с точки зрения истории могил и надгробий.
Сегодня я хочу исправить эту ошибку и сделать, так скажем, "ремейк" той статьи - если в прошлый раз я дал вам небольшой обзор этого кладбища, то сегодня я постараюсь провести полноценную экскурсию по этому невероятно интересному историческому некрополю!
Пару слов об истории некрополя
Всего в Санкт-Петербурге существует два лютеранских кладбища: Смоленское и Волковское. Второй некрополь значительно моложе первого: Волковское кладбище было заложено в 1773 году. Потребность в нём была огромная - в те времена в Петербурге проживало очень много лютеран (преимущественно немцев).
Всего на этом кладбище свой последний приют нашло порядка 40 тысяч человек! Но, разумеется, многие захоронения были утеряны, так что в наши дни такого количество надгробий вы здесь не найдёте. Кроме того, Волковского кладбища коснулись и перезахоронения: некоторых деятелей искусства эксгумировали в некрополи Александро-Невской лавры.
Однако большая часть исторических захоронений вместе с надгробиями остались на прежних местах. А потому Волковское кладбище можно назвать настоящим музеем под открытым небом: очень интересные склепы и надгробия, напоминающие нам о выдающихся людях, под ними упокоенных.
Принято считать ,что смерть уравнивает людей. Так-то оно так, вот только часто после смерти ушедшего родственники устанавливают такой надгробный памятник, что проходящий мимо обращает своё внимание именно на него. В ходе моей последней прогулки такое случилось пару раз и со мной. Изначально я шел на это кладбище с определённым списком людей, о которых я хочу написать, однако в итоге половина из тех, о ком я расскажу в данной статье, привлекли меня уже в процессе фотографирования.
Ну и прежде чем начать предупрежу - все фото в статье сделаны лично мною, однако они будут немного различаться по времени года. Дело в том, что я ходил на Волковское кладбище дважды: в сентябре 2021 года и в октябре 2023 года (да, подготовка этой статьи изрядно затянулась - но зато я подошёл к этому основательно). Так что не удивляйтесь, что на половине фотографий листва ещё зелёная, а на другой - золотая осень в самом разгаре.
Ну а теперь - приступим!
Семейное захоронение Остен-Дризен
Главным символом и самым узнаваемым надгробием на Волковском лютеранском кладбище является статуя Иисуса Христа, установленная на месте семейного захоронения Остен-Дризенов - членов древнего дворянского рода, среди представителей которого были Прусские рыцари, а история его тянется ещё со времён средневековья!
На Волковском кладбище свой последний приют нашли далёкие потомки средневековых рыцарей. Самый старый из них - основатель русской ветви рода, барон Василий Карлович Дризен. На службу в России он был принят императором Павлом I, который пожаловал его в генерал-адъютанты, а позднее сделал губернатором Курляндии.
Семейство Остен-Дризенов состояло преимущественно из военных: так, здесь же похоронены герои Отечественной войны 1812 года Георг Дризен (командир Преображенского полка, погиб в Бородинском сражении) и его брат Эдуард фон Криденер, лишившийся на той войне ноги. Другие представители рода Остен-Дризенов имели высокие звания и занимали серьёзные государственные должности.
А вот кто создал скульптуру на месте их семейного захоронения - доподлинно неизвестно. Но стоит признать одно - она получилась великолепной: Иисус смотрится словно живой! Он как бы раскрывает свои объятия для тех, кто пришёл почтить память Остен-Дризенов.
Удивительный факт - кладбище могло лишиться своего главного символа: в 1940 году было принято решение демонтировать и разобрать скульптуру, для того чтобы в дальнейшем использовать полученную бронзу для оформления новых надгробий. Этим планам помешала война. А уж после неё об этих планах забыли - так эта прекрасная скульптура сохранилась до наших дней!
Семейное захоронение Бенуа
Другое семейное захоронение мы можем найти в глубине Волковского лютеранского кладбища - оно принадлежит знаменитой династии архитекторов и художников Бенуа. Именно здесь были похоронены самые первые представители династии: в хорошем состоянии до наших дней дошло надгробие на могиле Анны Катерины Бенуа - жены Леонтия Николаевича Бенуа, основателя рода Бенуа в России.
Вместе с женой они переехали в нашу страну в 1794 году: семейство спасалось от революции, царившей в те годы во Франции. Леонтий Николаевич был кондитером при дворе Екатерины Великой. Его жена, Анна Катерина, родила 18 детей, одним из которых был Николай Леонтьевич Бенуа - первый архитектор в роду, автор целого ряда построек в Петергофе, а также прекрасного костёла на Минеральной улице!
Из других известных представителей семейства Бенуа стоит отметить архитектора Юлия Юльевича - племянника уже упомянутого ранее Николая Леонтьевича. Среди работ этого зодчего стоит отметить ферму Бенуа в районе Сосновки, здание Первого Российского страхового общества по адресу Большая Морская улица, д. 40, Народный дом Паниной на Тамбовской улице, а также совместная с братьями постройка дома "трёх Бенуа" на Каменноостровском проспекте.
Надеюсь, что я не слишком запутал вас этими витиеватыми подробностями родословной Бенуа - семья была большая, а все её представители были талантливыми людьми!
Склеп Христиана-Фридриха Тацки
От известных людей переходим к известным склепам. Думаю, что склеп Христиана-Фридриха Тацки можно назвать самым узнаваемым объектом на территории Волковского кладбища после скульптуры Иисуса на могиле Остен-Дризенов.
Огромная пирамида смотрится на русском кладбище ну очень непривычно! И когда ты видишь эту пирамиду впервые, чаще всего издалека, то начинаешь сомневаться - не подводит ли тебя зрение! Ан нет, такая постройка действительно есть на Волковском кладбище, и более того - в ней нет ничего мистического и загадочного: просто автор склепа решил увековечить память упокоенного в нём человека столь необычной формой постройки!
Но об авторе склепа поговорим чуть позже - для начала определимся, кому он принадлежит. Христиан-Фридрих Тацки - каретных дел мастер и богатый домовладелец. Можно сказать, что Тацки был самым успешным мастером карет своего времени: помимо частных заказов, он также трудился над всеми каретами будущего императора Александра II - на одной из его карет Александр ездил в Москву на коронацию!
А вот сын Христиана-Фридриха, Христиан Христианович, не пошёл по стопам отца, а выбрал другую стезю - стал архитектором! В Петербурге сохранился целый ряд его построек, выполненных в стиле эклектики (самый интересный из них, на мой взгляд, дом на углу Литейного и улицы Чайковского). Он же является и автором склепа-пирамиды - именно он спроектировал усыпальницу для своих отца и матери.
Так что никакого мистицизма: просто сын-архитектор решил сделать склеп для своих родителей уникальным. По-моему, получилось отлично: каждый человек, приходящий на Волковское кладбище, волей-неволей обращает внимание на склеп Тацки, тем самым отдавая дань памяти усопшему!
Семейное захоронение Штанге-Мельцеров
Если вы думали, что родословная Бенуа запутанная, то вы просто не изучали родословную семейства Мельцер - вот уж действительно сложная задача!
Семейство Мельцер известно, в первую очередь, благодаря своему мебельному бизнесу. Начало ему положил Николай Штанге: изначально он занимался бронзолитейным и ламповым производством, однако в 1866 году принял решение расширить свой бизнес и открыл мебельный магазин на Большой Конюшенной улице. Главным заместителем и правой рукой Штанге был Иоганн-Фридрих Мельцер: в какой-то момент их бизнес стал общим, а чуть позднее объединилась и их семья - брат Иоганна Мельцера Адам и дочь Штанге Мария поженились (именно они и похоронены на Волковском кладбище).
Но на этом история не заканчивается! В дальнейшем у Адама и Марии родился сын Николай - именно он заказал у знаменитого архитектора Фёдора Лидваля перестройку семейного магазина на Большой Конюшенной улице, д. 19. Это здание, именуемое обычно доходным домом Мельцера - один из самых ярких образцов стиля северный модерн в Петербурге!
Но вот что интересно - у Иоганна Фридриха Мельцера тоже были дети, среди которых самый известный Роберт Мельцер - архитектор, работавший в стиле модерн. Особняк Кочубея на Фурштатской, особняк Фолленвейдера на Каменном острове, особняк Брандта на улице Куйбышева, особняк Нобеля на Лесном проспекте - список его построек можно перечислять долго!
И мне всегда было интересно - являются ли родственниками зодчий Мельцер и домовладелец Мельцер. Выходит, что являются: Николай Адамович приходится Роберту Мельцеру двоюродным братом! Ну и как тут, уж простите меня, можно не запутаться? Я этот ребус разгадывал почти час. Впрочем, оно того стоило - теперь я точно знаю состав семьи Мельцер - и с удовольствием делюсь этим с вами!
Цезарь и Альберт Кавос
Ещё одно семейное захоронение архитекторов находится неподалёку от захоронения Бенуа - я говорю о месте упокоения представителей рода Кавос. На Волковском кладбище похоронены Альберт Кавос и его сын Цезарь. Но, увы, мне удалось сфотографировать лишь надгробие Цезаря Кавоса, тогда как надгробие его отца я упустил из виду (прошу простить мне эту оплошность). Но расскажу я и про того, и про другого.
Альберт Кавос прославился в качестве строителя театров: по его проектам былм возведены главное здание Мариинского театра и Каменноостровский театр в Петербурге, а также реконструирован после пожара Большой театр в Москве. Более того, Альберт Кавос даже успел принять участие в конкурсе на строительство Гранд Оперы в Париже, однако первое место там занял Шарль Гранье.
Сын Альберта, Цезарь Кавос, пошёл по стопам своего отца и тоже стал архитектором. По его проектам были построены детская больница им. Принца Ольденбургского (ныне больница им. Раухфуса), а также собственный особняк на Кирочной улице.
И я не просто так упомянул в начале своего рассказа семейство Бенуа: Кавос и Бенуа - родственники по линии матери, а Цезарь Кавос - дядя Леонтия Бенуа и двоюродный дядя Юлия Бенуа. Но не буду грузить вас очередными родственными связями - продолжу свой рассказ.
Александр Зауервейд
От архитекторов к художнику - поговорим об Александре Зауервейде. Александр Иванович был мастером батальной живописи, был профессором Императорской Академии Художеств. Родился Зауервейд в Курляндии, молодость провёл в Европе - известно, что он написал ряд картин по личному заказу Наполеона Бонапарта!
В Россию Александра Ивановича пригласил Александр I - императору понравились его батальные работы, так что он предложил Зауервейду продолжить создавать картины, но с уклоном в битвы русской армии. Александр Иванович с радостью согласился - так началась его карьера художника в России.
Александр Зауервейд умер в 1844 году, и с тех пор его надгробие, выполненное в довольно необычном стиле (груда камней с установленным поверх неё крестом), сохранилось на Волковском кладбище!
Егор Стуккей
Егор Стуккей имел к искусству крайне опосредованное отношение: он был владельцем фабрики по производству кирпичей. Фактически, он производил материал, из которого в Петербурге строились шедевры архитектуры!
Фабрика Стуккея находилась в Новосаратовке - этот район и сейчас не входит в границы Петербурга, а тогда был даже не окраиной города, а отдалённым посёлком! Однако кирпичи оттуда поставлялись в Петербург в огромном количестве! В наши дни при реставрации старинных домов очень часто находятся кирпичи с характерной гравировкой "Е.Е.С." - именно по ней и можно отличить кирпич Стуккея от кирпича других фирм того времени!
Карл Шпигель
Крупное и выразительное надгробие в виде обелиска, увенчанного урной, принадлежит Карлу Шпигелю - основателю фабрики по выпуску малярных материалов и принадлежностей (краски, шпакли, замазки и т.д.), находившейся на 9-ой Рождественской улице (ныне 9-я Советская).
Но особую известность семейство Шпигелей получило позднее, когда сыновья Карла Шпигеля Виктор и Владимир основали ещё одно предприятие - "Лопатный и вилопрокатный завод Карл Шпигель". К тому моменту сам Карл Петрович уже давно умер, а новое производство было названо в память об отце.
Это предприятие прославилось благодаря особенно массовому госзаказу, который оно исполняло в годы Первой Мировой войны - силами производства "Карл Шпигель" на фронт было поставлено более миллиона сапёрных лопат! Таким образом, "Карл Шпигель" стало именем нарицательным - во всяком случае, среди русских солдат тех лет!
К слову, один из сыновей Карла Шпигеля похоронен здесь же - так что этот обелиск обозначает не одну могилу, а целое семейное захоронение.
Франц де Волан
Франц де Волан - выдающийся военный инженер, о заслугах которого помнят немногие. Не буду врать - я тоже ничего не знал о Франце Павловиче до работы над этой статьей. Ну что ж, будем исправляться!
Франц Павлович де Волан родился в Антверпене, поступил на службу в Голландию. В молодости он служил в голландских владениях в Северной Америке и в Голландской Гвиане (ныне Суринам), где занимался военным делом и картографией. В 1786 году, в возрасте 34 лет, он подал в отставку, но уже через год был приглашён в русскую армию (этому посодействовал русский посол в Гааге Степан Колычев). И вот тут началась новая жизнь Франца де Волана.
Де Фолан был направлен на южные границы России - в Таврический край, где он принял участие в Русско-Турецкой войне (1787-1781) и под командованием Суворова участвовал в штурме крепости Измаил. После окончания войны он был принят на должность главного инженера Южной армии Суворова: в ней он занимался строительством новых русских городов. Франц Павлович руководил строительством Ставропольской крепости, положившей начало развитию русского Кавказа, составлял генеральные планы новых городов: Одессы, Николаева, Новочеркасска, Каменска-Шахтинского, Тирасполя). Фактически, де Волан был основателем этих городов - тогда они были маленькими поселениями, сейчас же разрослись до полноценных мегаполисов!
При Павле I де Волан был приглашён в Петербург, где и прожил оставшуюся часть жизни - до 1818 года. Однако и здесь он не сидел без дела: им был спроектирован Мариинский канал, соединивший реки Ковжу и Вытегру (он стал основной для строительство Волго-Балтийского канала).
Вот такой талантливый деятель похоронен у нас в Петербурге, да ещё и под столь скромным обелиском!
Дмитрий Скалон
В мой последний поход на Волковское кладбище меня приятно удивило надгробие Дмитрия Скалона: в прошлые разы на месте этого семейного захоронения стоял небольшой старинный камень (его сохранили и сейчас), тогда как в 2023 году я обнаружил тут ещё и новое надгробие - крупное и выразительное, с бюстом Дмитрия Антоновича. За этот прогресс нужно благодарить Российское военно-историческое общество, взявшееся за реставрацию надгробия Дмитрия Скалона.
Думаю, у вас уже появился закономерный вопрос - кто такой Дмитрий Скалон? А я отвечу вам: Дмитрий Антонович был военным историком, адъютантом князя Николая Николаевича (брата Александра II).
Генерал Скалон своею деятельностью внёс огромный вклад на поприще военной истории. Он был очевидцем Русско-Турецкой войны 1877-1878 года, события которой можно изучать по его мемуарам. Также он был председателем Императорского Русского военно-исторического общества, наследником которого в наши дни и является организация, восстановившая надгробие Скалона.
Константин "Кузя УО" Рябинов
Отвлечемся от глобальных исторических деятелей в пользу людей творчества. Свой последний приют на Волковском кладбище нашёл Константин Рябинов, более известный как "Кузя УО" - талантливейший музыкант, сооснователь рок-группы "Гражданская Оборона".
Конечно, этот человек слегка выбивается из общего ряда героев моего повествования, однако не стоит умалять его заслуг: Константин Рябинов внёс огромный вклад в развитие не только Сибирского рока, но и всего русского рока в целом!
Для меня, как для большого любителя творчества Гражданской Обороны, этот человек имеет особое значение, и поэтому я очень рад ещё раз упомянуть этого прекрасного человека в своём блоге. Тем более, что совсем недавно на его могиле появилось надгробие - немного аскетичное, но всё же очень стильное и соответствующее творчеству Константина Валентиновича!
Николай Склифасовский
Ещё один выдающийся деятель искусства - художник Николай Склифасовский. Думаю мало кто знаком с его творчеством - я и сам не знал о нём до прогулки по Волковскому кладбищу. Но меня очень заинтересовало его скромное надгробие, а затем и его биография.
Николай Склифасовский всю жизнь мечтал рисовать, однако его родители хотели для сына иного будущего - поэтому он поступил на юридический факультет МГУ, где учился вместе с другим выдающимся деятелем искусства - оперным певцом Леонидом Собиновым, с которым он дружил в студенческие годы.
Склифасовский окончил университет, после чего переехал в Тифлис. где устроился учителем рисования в гимназию. Позднее он открыл собственные курсы живописи, на которых могли учиться любые дети - многих он обучал бесплатно. Для содержания курсов Николаю Васильевичу приходилось работать над картинами ночами - таким сильным было его желание научить детей живописи!
Приятно, когда человек горит своим делом, и готов пойти на всё ради того, чтобы заниматься им. Не знаю как вас, а меня история Николая Склифасовского вдохновляет и мотивирует!
Анна Маргарита Маттея-Руска
В данном случае интерес для нас в большей степени представляет сам склеп, нежели человек, в нём похороненный. Склеп принадлежит Анне Маргарите Маттея-Руска - жене знаменитого архитектора Луиджи Руска.
Итальянец по происхождению, но швейцарец по месту рождения, Руска переехал в Россию в возрасте 21 года по рекомендации архитектора Джакомо Кваренги - последний пригласил молодого, но очень талантливого зодчего себе в помощники.
Руска прославился своими постройками в стиле классицизм: он спроектировал и построил казармы Кавалергардского полка на Шпалерной улице и казармы Гренадерского полка на Петроградской стороне, Скорбященскую церковь на углу Шпалерной и проспекта Чернышевского, портик Перинной линии на Думской улице. Но самая известная работа Руски находится не в Петербурге, а в Москве - я говорю о Никольской башне Кремля, капитально перестроенной им в 1806 году.
Со своей женой Анной Маргаритой Маттеей архитектор познакомился в России - они сыграли свадьбу, но их брак продлился недолго: Анна Маргарита умерла совсем молодой, в возрасте 20 лет. В память о ней Луиджи Руска выстроил на Волковском кладбище прекрасный склеп, сохранившийся до наших дней в, мягко говоря, потрёпанном временем виде - кирпичная кладка частично разрушена, горельеф облупился и выглядит немного пугающе. Но можете представить себе - каким красивым этот склеп был изначально!
Кстати, сам Луиджи Руска похоронен не здесь - на старости лет архитектор покинул Россию и перебрался на историческую родину - в Италию, где и был в итоге похоронен.
София-Винченца Бренна
Почти аналогичная с предыдущей история, вот только на этот раз надгробие принадлежит не жене, а дочери известного архитектора - Винченцо Бренна. Думаю этого архитектора знают многие - Бренна был "придворным" зодчим Павла I. Именно он спроектировал Михайловский замок в Петербурге, он же стал автором целого ряда построек в загородной резиденции императора в Павловске.
Дочь архитектора, София Бренна, умерла в 1799 году в возрасте двух лет. Надгробие для неё сделал сам Винченцо Бренна: изящная стелла в стилистике надгробий тех лет.
Вильгельмина Дундер
В данном случае моё внимание привлек именно надгробный памятник: изначально у меня не было в планах писать про Вильгельмину Дундер (я даже не знал кто это), однако мне очень понравилось надгробие, выполненное в стиле модерн: этот милый растительный узор из закрытых бутонов, да ещё и очень интересная эпитафия: "Nur im Grab ist Ruh", что переводится с немецкого как "лишь в могиле ты найдёшь покой".
Меня заинтересовало - кем был этот человек. И кое-что мне удалось выяснить. Вильгельмина Дундер родилась в Петербурге в 1868 году, но ближе к концу 19 столетия переехала в Сухуми, где построила себе милый особняк у подножья горы Хатхуа (Трапеция), сохранившийся до наших дней (сейчас в нём находится дом писателей Абхазии).
Умерла Вильгельмина Адольфовна рано - в 38 лет. Кем была Вильгельмина Дундер и чем она занималась - загадка. Собственно, в интернете её имя почти всегда ассоциируется именно с Абхазией, а то, что в Петербурге у неё есть могила, мало кто знает. Увы, и автор надгробия на могиле Дундер неизвестен. Но одно можно сказать точно - это был талантливый человек!
Заключение
На этом я завершаю свой рассказ о Волковском лютеранском кладбище. Я постарался рассказать вам обо всех интересных личностях, похороненных на этом кладбище. Кого-то я мог пропустить, но тут уж ничего не поделаешь - обо всех сразу не расскажешь!
Очень надеюсь, что эта статья была вам интересна! Лично я получил удовольствие от работы над ней: мне удалось узнать для себя много нового, и этими знаниями я поспешил поделиться с Вами.
Также напоминаю, что у меня есть телеграмм-канал: на нём выходят анонсы статей на дзене, а также некоторые уникальные посты. Подписывайтесь!