Найти в Дзене

Культура планирования и инструменты цифрового прогнозирования

Павел Синицын, директор по развитию Novo BI, и Дмитрий Фризен, заместитель директора по логистике по управлению товарными запасами компании «Алиди», принимают участие в Первом SCM Online-Саммите руководителей логистики и цепей поставок.

Основные тезисы совместного доклада «Совместное и интегрированное планирование в цепях поставок. Опыт дистрибьюторской компании “Алиди”»:

  • Рынок консолидируется: мелкие игроки объединяются, крупные укрупняются. С ростом продаж «Алиди» становится все более значимым партнером для поставщиков. Может наступить момент, когда любой наш заказ способен опустошить поставщика и перегрузить его производство. Поэтому мы пришли к пониманию о том, что нужна коллаборация между участниками цепи поставок. Сложно переоценить значимость информации, которой мы готовы делиться с поставщиком. Получая от нас планы и прогнозы, поставщик может подготовить свои стоки и снизить риски ухудшения сервиса.
  • Планировать внутри компании и не делиться этой информацией с поставщиками – плохая стратегия. Она приведет к разочарованию. Совместное планирование – это то, куда мы все хотим стремиться. Это система планирования, в которую включены внешние партнеры. А интегрированное планирование выстраивается внутри компании.
  • Самое трудное – внедрить культуру планирования в компании. Потому что само планирование – это процесс. А цель планирования – снизить неопределенность в цепи поставок, сократить страховые запасы, дать больший сервис клиенту.
  • Создание культуры – дело простое, но нелегкое. Придется преодолеть сопротивление бизнеса, перевести огромный штат на новые рельсы. Поэтому лучше сразу понимать, что придется сделать, и отогнать ненужные иллюзии.
  • Сначала вы убедили менеджмент. Затем презентуете идею подразделениям. Коллеги могут кивать, считать выгоду на калькуляторах. Но что и как делать простым людям, от которых зависит результат? Им нужно дать удобный инструмент планирования.
  • Инструмент интегрированного планирования должен быть понятным и эффективным. Он должен включать роли и персональную ответственность за создание ценностей (факторы, изменения, согласования и т.п.). Компания «Алиди» выбрала Novo Forecast, поскольку нашла в системе главные принципы единой digital-среды для совместной работы:
  • Информация должна свободно распространяться,
  • Действия должны быть согласованы,
  • Доступ и ответственность должны быть персональными,
  • План действий необходим для каждой функции (продажи, логистика, финансы) и поставщикам.

В настоящий момент в системе работает более 350 человек (сотрудники и поставщики, которые вовлечены в процесс и ежедневно влияют на результат).

  • Прогноз меняется ежедневно. Нужно выстроить рамки, когда сообщать его поставщику. Устраивать шум в эфире не стоит, но и не давать информацию нельзя, так как на основе прогноза строят планы все подразделения. От прогноза и планов зависит финансовая безопасность компании.
  • Novo Forecast позволил «Алиди» реализовать следующую идею: у каждого эксперта на месте компания спрашивает, что ценного он может сообщить. В результате было выделено 4 группы экспертов, которые влияют на процесс:
  • Поставщики – сообщают информацию по ограничениям и новинкам,
  • Отделы продаж («Алиди» и поставщиков) – вносят планы (промо, листинги, тендеры и т.д.),
  • Клиенты – участвуют в согласовании принадлежащих им факторов (промо, блокировки и т.д.),
  • Дистрибьютор – планирует закупки и отгрузки, предоставляет площадку для работы.

«Алиди» выступает как центр создания компетенций: мы предоставляем возможность что-то делать клиентам, что-то сообщать поставщикам.

Слайд из презентации
Слайд из презентации
  • Совет «Алиди»: не стоит делать централизованный отдел планирования. Информация до такого отдела будет доходить с задержкой. Лучше оставить информацию у экспертов на местах. И принимать во внимание обратную связь от поставщиков: дистрибьютор дает им на недели вперед план закупок (сколько товара, на какую площадку, с какими сроками годности мы хотели бы забрать), а они сообщают, что из этого плана выполнимо, а что нет. Логистика поставщика работает так же, как и дистрибьюторская, поэтому детализация нужна до SKU.
  • Проект Novo Forecast запущен в «Алиди» еще в 2016 году. С того момента выросли объемы компании. Теперь в процесс включены не только совместное планирование, но и прогнозирование, и функция репленишмента. За точностью прогноза выросли многие важнейшие показатели работы. Результаты и эффекты можно увидеть на этом слайде:
Слайд из презентации
Слайд из презентации

Совместный доклад о том, как организованы процессы интегрированного и совместного планирования в компании «Алиди», прозвучал на конференции Planning & Customer collaboration