Найти в Дзене
Жить с онкологией

Врачи-онкологи - тоже люди? Почему с пациентами не разговаривают, каково это - лечить рак

Оглавление

Первое время да и сейчас для мамы одним из самых сложных моментов, с которым она сталкивается во время лечения, было и остается отношение со стороны врачей и другого медицинского персонала. Добиться хотя бы минимального взаимодействия крайне трудно, относительно нормально ведут себя единицы. Почему так? И что делать?

Непросто давать надежду, если сам теряешь ее день за днем (фото из открытых источнико)
Непросто давать надежду, если сам теряешь ее день за днем (фото из открытых источнико)

Недавно общалась с бывшей коллегой, и она между делом рассказала мне, что муж (медицинский представитель) не смог проработать с #онкологами и полугода, хотя общий опыт у него больше 15 лет. "Это очень тяжелые люди. Даже для врачей. С ними трудно разговаривать и тяжело взаимодействовать".

Это слова не пациента. И тем не менее, как дочь пациентки, которая первые полгода-года, пока все плюс-минус не стабилизировалось, общалась почти с каждым маминым врачом - я понимаю, о чем он говорит.

Хочу подчеркнуть - я не хочу впадать в обвинения или даже просто в оценку. #Врачи вообще люди специфические, плюс онкология - область, мягко говоря, непростая, с высоким уровнем смертности, высокой нагрузкой, и физической, и психологической.

Поэтому для больных и их близких важнее, как мне кажется, не впадать в эмоции (хотя периодически это случается со мной до сих пор) или искать крайних, а просто хорошо понимать, как обстоят дела, и понять, и желательно быстро, как лучше действовать в этих обстоятельствах.

Не знаю, знаете ли вы, но у онколога, ведущего первичный поликлинический прием в онкоцентре (больнице, диспансере), на одного пациента выделено (по нормативу), если я не ошибаюсь, 13 минут. При полной записи, а в некоторых регионах и очереди на нее.

Количество больных совершенно не пропорционально "производственным мощностям", так сказать. Во многих областных да и федеральных поликлиниках и стационарах - настоящий ад, в смысле огромного потока пациентов. Плюс организация процесса, во всяком случае там, где бывали на консультациях и на лечении мы, мягко говоря - оставляет желать.

В частных клиниках ненамного лучше. Нет, у них конечно есть "стандарты обслуживания", и сразу видна специальная подготовка, даже в том, как врач ведет консультацию, задает тон беседы и, скажем, "держит фоновое настроение". Но, во-первых, далеко не везде (я в Нижем сталкивала, скажем так, с просто вопиющими случаями именно в частных центрах). А во-вторых, общий момент остается тем же, что и в государственных больницах, и заключается он примерно в следующем:

Вам ничего не скажут, если вы не спросите

Точнее, что-то вам, конечно, скажут, но какое отношение это будет иметь к вашему состоянию и вашему лечению, и будет ли - что называется, одному богу известно. И поэтому основным вопросом, вытекающим из этих обстоятельств, становится вопрос

Как и что спрашивать, чтобы получить ответ

То, как устроена система сейчас, не устраивает не только пациентов, но и самих врачей. Это касается не только онкологии, но онкологии это касается особенно, и в основном из-за того, что больных очень много и становится все больше. Из-за этого в среднем звене (онкологических поликлиниках) сумасшедшая текучка, состав за год обновляется полностью два, а то и три раза (за редкими исключениями). А это звено, через которое в любом случае приходится пройти каждому больному, даже просто для того, чтобы зафиксировать факт наличия заболевания.

Я много думаю об этом, и то немногое, что мне удалось понять - врачи онкологи - они не по другую сторону от больных, хотя на первый взгляд кажется именно так. Они варятся примерно в том же, что и пациенты, с той лишь разницей, что от них еще и ждут спасения, ну или как минимум улучшения состояния. А всегда ли они могут хоть что-то гарантировать, и даже не в силу квалификации или медицинской базы, а просто в силу особенностей этой болезни?

Способы защиты разные у всех, как и способы взаимодействия. Найти "своего" врача сложно, так же сложно, как понять, каким он должен быть. Например, за многие моменты мама чуть ли не клянет последними словами хирурга, который ее оперировал (не помню, писала ли я, но то был просто доктор Хаус во плоти, и общаться с ним было крайне, невыносимо тяжело).

Однако, при всем при этом, и она и мы все признаем, что он - супер профессионал, который сделал все, что необходимо, практически пойдя на должностное преступление (он не должен был класть ее к себе на отделение (колопроктология в обычной нижегородской больнице), понимая, что у нее онкология). Сделал все, что мог, чтобы вытащить ее (держал на парентеральном питании в реанимации на двое суток дольше положенного, разрешил мне лежать с ней, чтобы она быстрее восстанавливалась). Через не хочу, но с полной отдачей.

При этом он, онколог с тридцатилетним стажем и золотыми руками, не работает в системе лечения онкологии, и берет таких пациентов только в экстренных случаях, да и то со скрипом.

Понимаю ли я его? Да, понимаю. Думаю, такое не просто вынести, даже если это твое призвание

Предчувствую, что в комментариях меня закидают, в лучшем случае, тапками. Морально готова. Кажется. Собственно, эта статья - попытка настроиться и сделать вступление-размышление к другой, которую я готовлю. На тему, которая кажется мне крайне важной. О взаимодействии с врачом. О том, как готовиться к консультации, какие задавать вопросы, и как понять, насколько компетентен специалист, на прием к которому вы пришли.

Попробую доделать на этой неделе, прочитать можно будет вот по этой ссылке.

Берегите себя и своих близких.

* * *

Если информация в статье была вам полезна, вы можете перейти по ссылке на навигацию по каналу. Здесь в одном файле для вашего удобства собраны ссылки на все статьи, касающиеся разных вопросов и тем, связанных с лечением онкологии. Подписывайтесь и следите за обновлениями, задавайте вопросы в комментариях. Спасибо.