Пришлось мне не так давно сменить место работы. Не суть важно, по каким причинам.
И так получилось, что с точки зрения нового работодателя я являюсь сотрудником привлекательным, но до некоторой степени проблемным и токсичным - ранее работал в штате его единственного серьезного конкурента.
Видимо, поэтому мне было предложено перед трудоустройством пройти собеседование на полиграфе.
Предложение отказа не подразумевало. Я, при это, и сам был заинтересован в этой процедуре: всё-таки новый прикольный личный опыт.
"Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон" - говаривал в своё время Остап Бендер. Оное непротивление было легко достигнуто, и несколько дней назад я приехал к полиграфологу.
_______
Предварительно перед поездкой получил определённые напутствия от знакомых, по роду службы с полиграфом дело имеющих регулярно.
Они сводились к нескольким простым тезисам:
- не париться, не волноваться и не заморачиваться;
- все свои мелкие грешки, если таковые есть (дача/получение взяток, например) сдавать полиграфологу сразу, как на исповеди;
- категорически не врать.
Общий посыл был такой: за каждым человеком есть шлейф невеликих проблем, и это никто не будет воспринимать всерьёз. Если же ты пытаешься что-то скрыть - то ты сам себе делаешь хуже. Как минимум, на тебя просто потратят больше времени, но всё равно узнают, что хотят. Как максимум, неискренность, возможно, станет причиной отказа в трудоустройстве.
________
Собственно общение с полиграфологом изначально пошло не так, как я предполагал. И это к лучшему, наверное.
Молодой парень, психолог по образованию, очень спокойно и обстоятельно изложил основные аспекты предстоящей работы. Что меня удивило - предполагалось, что вопросы, которые мне будут заданы, изначально согласовываются со мной. Для чего? Видимо, всё-таки для того, чтобы сократить время общения.
Простой пример. Брал ли я взятки в последние два года работы? Да, брал. Предложили однажды 5.000 рублей за содействие в решении некоего вопроса. Посодействовать я не то, чтобы не мог от слова "совсем", скорее уж мог только присоветовать по ситуации, либо дать правильную линию поведения. Да и по жизни брать не привык. Поэтому от денег отказался.
А потом уже, уехав с объекта и разбирая дома документы, обнаружил ту самую злосчастную пятерку. Работодателю эту историю сдавать не стал, в равной мере как помогать засунувшим мне деньги людям. Ибо нефиг такие подставы устраивать.
Полиграфолог откровенно смеется. "Пятёрка - это пять тысяч рублей? Мельчают люди, однако, мельчают!". Далее вопрос ставился как-то наподобие: "Брали ли взятки, за исключением оговорённого нами случая?"
________
Дальше была, видимо, проверка на общую адекватность, типичные реакции и состояние организма.
- Вы сегодня хорошо выспались?
- К сожалению, нет.
Так получилось, что перед собеседованием на полиграфе довелось поспать часа четыре, от силы пять - были на то причины. А с точки зрения полиграфа, худший для работы организма - усталый и за долбанный. Он овощ, он просто не реагирует никак ни на правду, ни на ложь.
Полиграфолог не выражает недовольства явным образом. Он по прежнему доброжелателен и спокоен:
- Сколько удалось поспать? Часов пять, говорите? Не очень хорошо, но в целом приемлемо.
Оказалось, что, несмотря на недосып, я вполне вменяем. Поехали!
__________
Два датчика на обхват груди и живота - дыхание? Датчик на бицепсе правой руки - давление и пульс? Датчик-коврик на стуле - движение? Три датчика на пальцах - потливость? Ни один из датчиков не доставлял ни малейшего дискомфорта.
Сеансы вопросов шли минут по 5, сериями, с перерывами. Сами вопросы были разбиты на темы. Работодателя интересовали преимущественно следующие моменты:
- есть ли у меня серьезные азартные увлечения? Просроченные кредиты? Неоплаченные долги?
- умею ли я врать? Могу ли я обманывать рабочее руководство? Ворую ли я? Способен ли я на кражу, если знаю, что мне за это заведомо ничего не будет в смысле наказания?
- не устраиваюсь ли к ним я по направлению конкурентов? Имею ли я намерение врать во время проверки?
- состояние здоровья, отсутствие серьезных хронических болезней, преимущественно психологического характера;
- имею ли я иные, кроме работы, источники доходов, которые могут помешать мне нормально исполнять мои рабочие обязанности? Есть ли сторонний бизнес? Оформленный не на себя, а на родственников?
Удивительно, но не было задано ни одного вопроса про алкоголь. Я почти не пью, но, видимо, в той или иной мере его потребляют все.
________
Полтора часа отвечаю на вопросы. Вопросы в одном блоке повторяются по нескольку раз. Чтобы я не путался, каждый вопрос предваряется ключевым словом: намерение, здоровье и так далее. Процедура достаточно нудная и монотонная. Периодически зеваю.
Теоретически положено смотреть на белую доску флипчарта перед собой. Практически временами поглядываю в окно - на здании напротив водосточная система смонтирована, на мой взгляд, неправильно. Но это уже профессиональная деформация: не могу пройти мимо стройки, не оценив правильность работ.
- Всё, мы закончили. С вами ещё хотел поговорить мой руководитель.
- Простите, можно вопрос? Меня предупреждали, что проверка займёт три-четыре часа. Мы с вами общались вдвое меньше. Почему?
- Некоторые люди, - полиграфолог улыбается, - не хотят сразу раскрывать информацию о себе. А потом на простые вопросы выдают резкую неадекватную реакцию. Приходится тратить время, перепроверять их. А с Вами мы обсуждали все скользкие моменты до того, как приступали к испытанию.
Понятно. Спасибо людям, которые меня настраивали на поездку. Действительно, честность иногда окупается.
- Данные, которые я получил, будут переданы руководителю службы безопасности и генеральному директору, и только им. Пойдемте, я Вас провожу.
По дороге беседуем на отвлечённые темы, никак не касающиеся проверки.
_______
Вернулся домой. Что могу сказать... полиграф - это не особенно прикольно, но уж точно не страшно. А то, что полиграфолог есть в штате потенциального работодателя, так это очень сильно. Свидетельство серьёзности намерений компании.
Результат проверки я, видимо, узнаю по факту трудоустройства. Ну или само трудоустройство будет подтверждением того, что проверка прошла успешно.
Но, я думаю, всё будет хорошо.
И да, не надо бояться проверки на полиграфе. В ней нет ничего критично страшного или неприятного.