Каждый человек слышал про то, что в Средневековье наслаждение и восхищение телом признавалось грехом. Только из-за ненужных мыслей во время молитв? Меня всегда интересовал вразумительный ответ на этот вопрос. И если вас так же, как и меня не удовлетворяют религиозные версии, ограничивающиеся догмами, то давайте получим ответ в другой сфере - философии.
Как выяснилось, именно "служанка церкви" отвечает на этот вопрос куда внятнее и логичнее религиозного учения. Все дело кроется в разном восприятии мира у язычников и христиан, стремившихся вытеснить предшествующие представления людей.
Для язычника или политеиста боги постоянно пребывали в том же мире, что и он. Они жили бок о бок с людьми, были похожи на них по поведению(злились и ревновали, как Гера из древнегреческой мифологии, или же стыдились, как Кали из индуистской). Человек боялся лесов и неисследованных территорий, опасаясь не угодить божествам - это их территория. Река мертвых Аида, Стикс, это самая настоящая река, как и гора Олимп - реально существующая горная вершина. Боги, если и жили под землей или над ней, не были недосягаемы для простых смертных(Орфей спокойно приходит в Аид, 9 миров в скандинавских мифах связывает огромный ясень). Они не существовали где-то в трансцендентном мире, а являлись его частью вполне физически: деревянные идолы и аватары - такие же тела богов, как и их изначальные. Все взаимосвязано, природа, божества и человек - части единого целого
К чему это я. Раз боги реально пребывали в мире, были в нем растворены, не брезговали сходить к смертным, то и все, что есть в мире - это божественно, священно, а значит, этим можно восхищаться и наслаждаться. Тело не стало исключением. Оно не просто естественно, оно прекрасно, подобно богам.
Однако с приходом христианства язычество должно было уступить свое место. Чтобы ускорить этот процесс новая религия стремилась отвратить людей от старой веры, называя ее представления греховными. И христианство обосновало это так.
Бог един, он отделен от того, что сотворил. Реальный мир, включая человеческое тело, как бы ни было оно прекрасно - это греховная, тленная и слабая материя. Радоваться жизни и наслаждаться телом - значит возносить творение, но принижать Творца. Поэтому в Средневековье укрепилось понимание того, что реальный мир - лишь путь к спасению, темный и ужасный, но не оно само(отсюда название Темные века и мрачность искусства того времени). Бог не может непосредственно в нем обитать, он трансцендентен и не доступен обычному опыту. Даже иконы и статуи святых - это лишь отсылка к Богу, но никак не его физическое проявление. Все это создавало внутренний конфликт, напряжение внутри человека, бесконечное стремление к Богу. Подобного не было в язычестве, которое учило жить в гармонии с миром из-за осознания того, что боги повсюду.
Именно поэтому в древнерусских летописях, которые вели исключительно христианские монахи, опрокидывание идола Перуна в Киеве при крещении Руси описывалось, как очищение простой деревяшки от беса, который в ней сидел. С одной стороны, стремились показать, что языческие представления о пребывании божества в идоле физически - это заблуждение, с другой - демонизировать это самое божество, принизив его до статуса беса.
Если вам понравилась статья, не оставайтесь равнодушным. Лайк и подписка - лучшая поддержка для любого канала на Яндекс Дзен. Возможно вам будет интересно почитать о том, почему аниме появилось именно в Японии и откуда там столько вещей переходящих грань и почему Культурная революция - самое главное событие 20 века!