Николай I Павлович был императором более русским по духу, чем немцем. Пожалуй, он был первым российским императором с таким качеством. Возможно потому, что его готовили не на престол, а к военной службе, у него в голове не было забито предубеждений и навязанных учителями "измов".
После Александра на престоле должен был оказаться средний сын Павла Константин. Но он отрёкся от престола, так как был женат на нецарской особе. Позже Александра III, также не готовили на престол. Может поэтому эти два императора руководствовались в делах не какими-нибудь идеологиями, а простым здравым смыслом. Николай I точно. Именно при нём в 1841 году из 42 действительных членов Российской академии наук 37 были русские. Русское большинство в академии было впервые!
При Николае Павловиче жизнь русского крестьянства заметно улучшилась. Был введён запрет ссылать на каторгу крепостных, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. Была проведена реформа управления государственной деревней и подписан "указ об обязанных крестьянах", ставший фундаментом отмены крепостного права.
Произошло резкое сокращение численности крепостных крестьян — их доля в населении России, по разным оценкам сократилась с 57-58 % в 1811—1817 гг. до 35-45 % в 1857—1858 г. Сильно улучшилось положение государственных крестьян, численность которых ко второй половине 1850-х гг. достигла около 50 % населения.
Так, всем государственным крестьянам были выделены собственные наделы земли и участки леса, а также повсеместно были учреждены вспомогательные кассы и хлебные магазины, которые оказывали крестьянам помощь денежными ссудами и зерном в случае неурожая. В результате этих мер не только выросло благосостояние крестьян, но и доходы казны с них увеличились на 15-20%, недоимки по податям уменьшились вдвое, а безземельных батраков, влачивших нищенское и зависимое существование, к середине 1850-х годов практически не осталось, все получили землю от государства.
Значительно улучшилось положение крепостных крестьян. Крепостные получили право владеть землей, вести предпринимательскую деятельность и получили относительную свободу передвижения. Государство стало систематически следить за тем, чтобы права крестьян не нарушались помещиками.
Разумеется, последним всё это не нравилось, они стали втыкать палки в колёса государственной машине. Простое население стало жить лучше, намного лучше, зато дворяне все разом забеспокоились о судьбе "несчастного" народа и расплодили революционеров.
Когда в России становится лучше жить, и она становится сильнее, так сразу появляются недовольные и несогласные, желающие всё перестроить или просто сломать существующий строй. Наверно очередное совпадение.
Эпоха Николая I как-то незаметна для историков, хотя по моему мнению это был существенный рывок в развитии. Впервые была начата программа массового крестьянского образования. Число крестьянских школ в стране увеличилось со всего лишь 60 школ, где училось 1500 учеников, в 1838 году, до 2551 школы, где училось 111 000 учеников, в 1856 году. В этот же период было открыто много технических училищ и вузов — по существу, была создана система профессионального начального и среднего образования страны.
Историк П.А.Зайончковский, в царствование Николая I писал "у современников создавалось представление, что в России наступила эпоха реформ". Хотя Николай, поскольку был военным, просто выполнял свою работу, не объявляя ни о каких реформах. Возможно, поэтому он не встретил очень сильного сопротивления. Его сын Александр II, объявивший о реформах в итоге их во многом провалил, из-за огромного сопротивления внутри страны.
К началу XIX века наша страна уже серьёзно отставала от западной Европы в промышленном развитии, это факт. Тут скрывать нечего. В экспорте России было лишь сырье, почти все виды промышленных изделий, необходимые стране, приобретались за рубежом. Промышленности, способной конкурировать с Западом, где в то время уже подходила к концу "Промышленная революция", фактически не существовало. Именно при Николае I началась новая индустриализация России. Русское экономическое чудо началось не в XX, а в XIX веке.
Император выбрал единственно верную стратегию - политику протекционизма, то есть высокие пошлины, взимаемые по импорту на 1200 различных видов товаров, а импорт некоторых товаров (хлопчатобумажные и льняные ткани и изделия, сахар, ряд металлических изделий и т. д.) был фактически запрещен.
Но самая главная причина экономического рывка была данная крестьянам "почти свобода". Крестьяне могли почти свободно передвигаться и заниматься любой деятельностью. Крепостные крестьяне, конечно оставались, но это уже был вопрос времени и подавления интересов помещиков.
В связи с бурным развитием хлопчатобумажной промышленности, ввоз хлопка в Россию (в целях его переработки) вырос с 1,62 тыс. т. в 1819 г. до 48 тыс.т. в 1859 г., т.е. почти в 30 раз, причем особенно быстро хлопчатобумажное производство росло в 1840-е гг. Как писал С.Г.Струмилин, "таких темпов, как за 40-е годы, с учетверением за одно лишь десятилетие, не знала даже Англия в свои лучшие годы промышленного переворота XVIII в."
С присоединением Средней Азии в 80 е годы не станет нужды закупать хлопок, так как там он в избытке.
В роли сахарозаводчиков, чаще всего выступали помещики, а в качестве предпринимателей в текстильной отрасли — в подавляющем большинстве крестьяне, крепостные или бывшие крепостные. Например, по данным историка Д.Блюма, все или почти все из 130 хлопчатобумажных фабрик города Иваново в 1840-е годы принадлежали крестьянам, ставшим предпринимателями. Все рабочие хлопчатобумажных фабрик были вольнонаемными. Это говорит нам о том, что никакого рабства в России уже не было. Крестьяне становились предпринимателями и никто им этого не запрещал.
А как бывшие крестьяне – владельцы фабрик относились к своим рабочим? Очень хорошо! Стал складываться русский капитализм, другой, нежели западный. Лучше! Не эксплуататорский и корыстный, но наукоёмкий и более справедливый. Это был реальный противовес западному мироустройству, но об этом позже.
В 1830 г. в России было лишь 7 машиностроительных (механических) заводов, производивших продукции на 240 тыс. рублей, а в 1860 г. – уже 99 заводов, производивших продукции на 8 млн. рублей – таким образом, машиностроительное производство за указанный период выросло в 33 раза. В период с 1830 по 1860 гг. в России произошел промышленный переворот, аналогичный тому, что происходил в Англии во второй половине XVIII в. Так, в начале этого периода в России были лишь единичные экземпляры механических ткацких станков и паровых машин, а к концу периода, только в хлопчатобумажной промышленности было почти 16 тысяч механических ткацких станков, на которых производилось около 3/5 всей продукции данной отрасли, и имелось паровых машин (паровозы, пароходы, стационарные установки) общей мощностью порядка 200 тысяч лошадиных сил.
Производительность труда выросла в 3 раза. Одновременно с созданием в 1830-1840-е гг., практически с нуля, новых отраслей — хлопчатобумажной, сахарной, машиностроительной и других — шел быстрый процесс вытеснения из промышленности крепостного труда: число фабрик, применявших труд крепостных, сократилось до 15 % в 1830-е годы и продолжило уменьшаться в дальнейшем. В 1840 г. было принято решение Государственного совета, утвержденное Николаем I, о закрытии всех посессионных фабрик, использовавших крепостной труд, после чего только в период 1840-1850 гг., по инициативе правительства, было закрыто более 100 таких фабрик. К 1851 г. число посессионных крестьян сократилось до 12-13 тысяч. На Гороблагодатских заводах на Урале в 1830-1850-е гг. был внедрен ряд новых технологий. В 1833 году отец и сын Черепановы (опять же крестьяне!) изобрели паровоз. Он был построен на Выйском заводе в Нижнем Тагиле.
Да, англичане первыми изобрели паровоз в 1804 году, но в 1833 году Черепановы его построили, может быть изобрели и раньше, что неизвестно. Джордж Стефенсон только в 1814 году сконструировал и испытал свой первый паровоз. Это не так важно. Даже 30 лет это не существенное отставание, которое только доказывает, что русские далеко не недоразвитые.
Железнодорожное строительство шло параллельно с Европой. В 30-е годы как в Англии (1830), Франции (1835) и Америке (1832) была построена первая русская железная дорога (1837).
При Николае был открыт институт путей сообщения, который выпустил многих выдающихся специалистов, строивших российские железные дороги, например Мельников (будущий первый министр путей сообщения России), Крафт и Журавский, учувствовавшие в проекте дороги Москва - Санкт-Петербург. Это была первая в мире двухпутная дорога такой протяженности, она была прямая, что позволило сделать её скоростной в наше время. Самое главное преимущество российских железных дорог перед западными, её единый стандарт для всех магистралей. Размер колеи был один (1524 мм). В отличии от семи размеров в Англии, и двух в Америке. С 1845 года в России стали активно строить отечественные паровозы и вагоны.
Кроме того Николай Павлович навёл порядок во дворце и правительстве. Активно боролся с коррупцией и казнокрадством. Пресёк эпоху фаворитизма и не стал раздавать ключевые должности в государстве направо и налево своим друзьям и родственникам, только за то, что они друзья и родственники, как это было со времени Алексея I по сей момент. Теперь должность нужно было заслужить трудом и умением. И эти действия дали весьма ощутимый результат. Коррупция почти прекратилась. Хотя сам Николай критически относился к успехам в этой области, говоря, что в его окружении не воруют только он сам и наследник. Видимо старался покончить с этой проблемой на 100%. Неудивительно, что двор назвал Николая, который разогнал весь их балаган Палкиным.
В эпоху Николая I произошёл расцвет русской литературы (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гоголь, Белинский, Тургенев), какого никогда не было ранее.
Были и недостатки той эпохи. Николай не удалил внимания возвращению русским землям самоуправления. К народовластию страна начнёт возвращаться лишь при Александре II. А пока, по-прежнему росла бюрократия.