#это_нужно_живым — проект, объединяющий опыт поколений
Цель проекта: сохранить истории старшего поколения, которые никогда не были опубликованы в интернет-пространстве.
Информация о проекте: Слово инициатора проекта
Цикл публикаций, составленный из воспоминаний Романова Владимира Андреевича (1907 – 1996). Для публикации в канале «Хакнем» материалы предоставлены внуком автора Романовым Владиславом.
Цикл статей "Моя блокада, которой для многих не было"
1 статья 2 статья 3 статья 4 статья 5 статья 6 статья
Буржуйка
Комната на четвёртом этаже. Оконные стекла выбиты воздушной волной. Вместо них вставлены куски стелечного войлока. Этот материал нам выдали в октябре, когда в нашем дворе разорвался большой снаряд.
Я выкроил вставки по размеру стёкол и укрепил их в рамах. А чем укрепил? Гвоздиками скажете? А где их взять? Укрепил старыми патефонными иголками! Выброси я те иголки — и стоял бы перед неразрешимой бедой. А ещё не выбросил использованные лезвия для безопасной бритвы. Я потом три года правил их и слыл аккуратистом.
Электричества давно нет. Освещаемся коптилкой — это нечто вроде лампадки. Но где взять масло для неё? Я успел запастись на работе трансформаторным, которого было в избытке.
Маленькое отступление. Я вспомнил, что заделал рамы кусками стелечного материала... Упади снаряд в декабре, пришлось бы затыкать окна одеялами, шторами или какой-нибудь другой ветошью. Видите, даже снаряд упал заблаговременно. Успел законопатить окна до морозов.
Перед голландской печкой, облицованной белым кафелем, стоит на четырёх ножках буржуйка, сделанная из кровельного железа.
В одну сторону отведена труба, а в другую — дверца. Ножки стоят на кирпичах, трубу воткнули в топку, внутренность обложили тоже кирпичами. И топи себе бумагой, щепками. Голландские печи славились надёжной теплоёмкостью — они долго держали тепло. То, что дым буржуйки шёл через неё, помогало её нагреву, пусть незначительному. Хоть на два градуса! А это значит, что и в комнате потеплеет на столько же!
В нашей комнате температура не опускалась ниже нуля даже в самые трескучие морозы, а то и поднималась до трёх, четырёх! Буржуйка по тем временам — спасение.
Но по нерасторопности мы не купили её до морозов. Пришлось потом покупать за хлеб. Не купи мы буржуйку — пришлось бы установить в топке печи шесток. На нём помещается маленькая кастрюлька, а на буржуйке две кастрюли! Но всё это можно было сооружать, если в доме был дымоход. А в домах с «мёртвыми» батареями центрального отопления, трубу из буржуйки выводили в форточку. И с трубами морока, и от пожаров спасу не было. Если бы знать, что голландки греют не столько поверхностью, сколько воздухом из отдушины, мы бы догадались замуровать вентиляцию в соседнюю нежилую комнату, а то половину тепла выпускали.
Буржуйка — это гениальное творение революции — нужна в случае, когда дома не отапливаются, стекла выбиты и хороших дров нет. Честь и слава буржуйке, а, может, правильнее — пролетарке.
Продолжение читайте по ссылке...
Автор: Романов Владимир Андреевич, во время войны работал в Ленэнерго, после войны закончил аспирантуру и до конца 1970-х годов преподавал в Ленинградском политехническом институте.
Если вы (или ваш родственник) были участником важных событий, которые хотели бы сохранить в памяти других людей — присылайте свою авторскую заметку (+ плюс фотографии из личных архивов) нам на почту info@haknem.com , мы опубликуем в рубрике #это_нужно_живым от вашего имени.
Подпишитесь на этот хэштег, чтобы читать другие истории 👉 #это_нужно_живым
Цикл статей "Моя блокада, которой для многих не было":
1 статья
2 статья
3 статья
4 статья
5 статья
6 статья
7 статья [Текущая]
8 статья
9 статья
10 статья
11 статья