Найти в Дзене

Методика оценки эффективности использования таможенной инфраструктуры

В настоящее время нет единого обязательного набора показателей, по которым производится оценка эффективности таможенной деятельности, и вчастности использования таможенной инфраструктуры.

Наиболее эффективной будет комплексная оценка экономической эффективности деятельности таможенных органов применительно, в частности, к таможенной инфраструктуре, использующая количественные и качественные показатели с применением в случае необходимости их дифференциации.

По аналогии с оценкой эффективности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат. В качестве показателей в этом случае используется отношение общих доходов таможенной службы(суммы таможенных платежей, перечисляемых в республиканский бюджет) к общим фондам, которым располагают таможенные органы для осуществления административно-производственной деятельности и оплаты труда, либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника, либо другие аналогичные показатели. Существенным недостатком такого метода является то, что его можно применять только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить.

В большинстве зарубежных практических руководств по разработке показателей результативности (эффективности) отмечается, что они должны удовлетворять основным критериям «4С», представленным на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Критерии показателей результативности
Рисунок 1.1 – Критерии показателей результативности

Исходя из анализа рисунка 1.1 можно сделать вывод о том, что данные требования относятся как к количественным, так и к качественным показателям. Более того, как правило, при постановке качественных показателей органами власти издаются справочники, в которых четко определяются критерии качественной деятельности.

В специализированной литературе не закреплен единый подход к оценке эффективности таможенных органов, в частности использования таможенной инфраструктуры. Примечательно то, чтоПриказом №135-ОД от 28.03.2016 ГТК Республики Беларусь утверждены «Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь на 2016–2020гг.», а также программа мер по их реализации и целевые индикаторы оценки выполняемых задач.

Проведя анализ в заключении оценки эффективности использования таможенной инфраструктуры необходимо при выявлении проблемных зон внести предложения и изменения в системе принимаемых мер и действующей работе таможенных органов, выделить основные направления развития и в соответствии с ними разработать систему мероприятий по совершенствованию таможенной инфраструктуры.

Стоит отметить, что определение понятия «таможенная инфраструктура», отраженное в ТК ЕАЭС, в большей мере, характеризует инфраструктуру пунктов таможенного оформления, а не таможенную инфраструктуру в целом, вследствие этого, в ТК ЕАЭС приведена узкая трактовка данного понятия, конкретизирующая основные объекты таможенной инфраструктуры.

В целях достижения результативности деятельности таможенных органов и проводится оценка эффективности деятельности таможенных органов, в частности использования таможенной инфраструктуры. Существуют различные методические основы, которые лишь при комплексном использовании могут в полной мере исследовать все элементы целой системы. В соответствии с этим требуется единая методика оценки эффективности таможенной инфраструктуры для возможности еесравнения как в разрезе региона, так и всей страны.