Среди всех представителей нашего финансово-чиновничьего олигархата, пожалуй, нет фигуры, вызывающей большие споры, чем Эльвира Сахипзадовна Набиуллина.
Лучшая из лучших?
Согласно принятой нынешним политико-экономическим мейнстримом табели о рангах, госпожа Набиуллина — один из лучших банкиров мира, годами входившая в «десятки» самых престижных рейтингов. В её биографии есть и совсем удивительный момент: в 2015 году она была признана лучшим руководителем среди глав центральных банков мира. Это случилось как раз в тот год, когда после присоединения Крыма на Россию обрушилась вся энергия экономического давления Запада. А Эльвире Сахипзадовне была оказана подобная честь. Удивительное признание, не так ли? Редкий случай, когда профессионализм государственного человека из России так высоко оценивается в современном мире.
Случайно ли это?
Действительно, госпожа Набиуллина играет по правилам, принятым так называемым международным истеблишментом, и играет хорошо. Её экономические знания, интуиция и личное обаяние ценятся и в России, в том числе самыми разными политическими деятелями, бизнесменами и экономистами — от защитника бизнеса при президенте Бориса Титова до профессора советской выучки, бывшего министра экономики Евгения Ясина. Даже тот же Жириновский, который мало о ком скажет доброе слово, признаётся: «Эльвира — очень хороший человек, хотя у нас и есть к ней претензии».
Со всем этим потоком славословий, возможно, и имело бы смысл согласиться, если бы перечисленные «достижения» не вписывались в рамки одной-единственной экономической модели — глобалистской модели тоталитарного рынка. Той самой глобалистской модели, при которой деньги остаются самым эффективным и последним социально-экономическим регулятором, финансовые инструменты — единственной реальной мировой властью, а все остальные институты и деятели играют сугубо служебную роль. Практически по слову поэта: «„Всё куплю“, — сказало злато».
И вопрос, насколько подобная модель отвечает национальным интересам России, нынешним и грядущим, остаётся открытым. На наш взгляд, не только не отвечает, но и прямо противоречит им.
В этом контексте и стоит рассматривать действительно весьма профессиональную деятельность Эльвиры Набиуллиной.
Она мастерски играет на стороне мировых денег. Но мировые деньги играют против нас.
Рука Грефа, или Как юная студентка-марксистка стала главой Центробанка
По меркам советской идеологической системы Эльвира Набиуллина обладала идеальным происхождением и могла стать лучшей иллюстрацией социальных лифтов, существовавших в СССР. Девушка из рабочей семьи (отец — шофёр, мать — аппаратчица на приборостроительном заводе) отлично училась в школе и поступила на престижнейший экономический факультет МГУ без связей и блата. В университете она получала стипендию Карла Маркса, увлекалась марксистской политэкономией и первая на курсе вступила в КПСС. После защиты диплома пошла в аспирантуру, а когда закончила её — наступили девяностые годы.
И жизнь изменилась.
В 1994–1995 годах марксизм был окончательно забыт, и Эльвира Сахипзадовна поступила на государственную службу — в Министерство экономики. В 1999-м она становится заместителем Германа Грефа в Центре стратегических разработок.
И с тех пор пути этих людей практически не расходятся. При министре экономики Грефе Набиуллина — его первый заместитель. Потом и сама министр.
Как и Греф, готовила вступление России в ВТО. Полностью преуспела в этом деле.
Но всё же свой самый интересный пост до Центробанка ЭСН занимала в 2005–2006 годах. Она возглавляла экспертный совет по подготовке и обеспечению председательства России в «Большой восьмёрке» в 2006 году. Что и говорить, личными контактами среди представителей высшей мировой финансовой элиты будущий председатель правления Центробанка точно не была обделена…
Главный банкир страны
Во главу Центробанка Эльвира Набиуллина была назначена Государственной Думой 24 июня 2013 года. И всё было бы хорошо, если бы этому назначению не предшествовало одно весьма знаковое обстоятельство. Как рассказал недавно бывший заместитель председателя правления Центробанка Михаил Сенаторов в интервью «Царьграду», как раз накануне утраты своего поста предшественник госпожи Набиуллиной Сергей Игнатьев сделал одно неосторожное заявление. Он публично сообщил, что знает, какими путями ежегодно из России утекает на Запад около 50 млрд долларов, и готов передать эту информацию компетентным органам.
Сменив Игнатьева, госпожа Набиуллина поспешила «закрыть» эту информацию. Небезынтересно, что в том же 2013 году утечка капитала достигла 60 млрд, а в 2014-м — 152 млрд. Правда, справедливости ради следует признать, что затем чистый отток капитала из страны снизился (до 26,7 млрд в 2019 году).
На посту директора Центробанка ЭСН осталась исключительно верной себе. Для неё, убеждённого сторонника цифровизации, цифра, выраженная в дензнаке, всегда имела первостепенное значение. Она провела санацию банков, она была убеждённой сторонницей пенсионной реформы, она обеспечила своему бывшему начальнику и другу Герману Грефу все возможные преференции. И ни дешёвых кредитов для промышленности, ни доступных кредитов для физических лиц — ничего, кроме профессиональной работы в интересах той части крупного бизнеса, которая лишена национальных корней, далека от реального производства и полностью задействована во всемирной финансовой системе.
Какие уж тут могут быть особые национальные интересы, помилуйте! Набиуллина знает законы рынка и подчиняется только им. В таком математически выверенном деле каждая ошибка может стоить репутации и карьеры. Так что надеяться нам особо не на что.
Пока Эльвира Сахипзадовна Набиуллина во главе Центробанка, Центробанк будет работать хорошо. Как машина.
Но ценностная шкала останется прежней. Не он — для нас, а мы — для него.