Джон Рёскин, поэт, архитектор, критик, оказавший невероятное влияние на искусство второй половины XIX и начала XXвеков, ценил превыше всего красоту и гармонию. Но, любовь земная и любовь небесная не могли ужиться в его душе.
В 29 лет он женился на очаровательной и хрупкой Эффи Грей, девушке, за которой ухаживал уже несколько лет. Рёскин посвящал ей стихи, писал для нее сказки, Эффи виделась ему волшебным созданием, сказочной феей или эльфом.
Молодые люди были знакомы с детства. Много лет назад семья Эфимии (таково было полное имя девушки) поселилась в доме, некогда принадлежавшем семье Рескина, семейства были связаны деловыми отношениями и Джон увлекся юной Эффи, когда той еще не было и 15 лет.
Он был счастлив повести ее к алтарю несколькими годами позже. Она сияла от гордости и счастья. Еще бы, ведь ее жених такое привлекательный, высокий, образованный и глубокий. Однако, уже в первую брачную ночь их обоих постигло глубокое разочарование…
Что бы ни произошло в спальне, мы этого не узнает. Но, следующие шесть лет брака Эффи оставалась невинной.
Живой и общительной Эффи нравилось улыбаться и кокетничать, нравилось, когда в доме много гостей, когда вокруг бурлила жизнь. Она мечтала о детях, это стало ее навязчивой идеей. Но, казалось, что она обречена всегда оставаться лишь внешней оболочкой жены.
«Он ссылается на различные причины, ненависть к детям, религиозные мотивы, желание сохранить мою красоту, и, в конце концов, в этом году он сказал мне настоящую причину… что женщина, которую он представлял, значительно отличалась от того, что он видит во мне, и причиной, по которой он не сделал меня своей женой, было его отвращение к моей особе с первого вечера 10 апреля» – писала Эффи. (10 апреля 1846 г. они поженились)
А Джон говорил о своей супруге: «Может показаться странным, что я воздержался от женщины, которую большинство людей находят столь привлекательной. Но, хотя лицо её красиво, её личность не сформировалась для возбуждения страсти. Напротив, в её особе были определённые детали, которые полностью препятствовали этому.»
Он ссылался на то, что она слишком слаба здоровьем, нервная, что у нее развивается депрессия (в то время это отличный предлог сослать жену в Бедлам, между прочим). А она и правда страдала. Одинокая и нелюбимая, Эффи чувствовала себя лишенной важной части жизни.
Но, они ведь были викторианцами и «держали лицо» при любых обстоятельствах. Никто из посещавших дом четы Рёскинов и не догадывался, что супруги живут как брат и сестра. Эфимия продолжала восхищаться мужем, приобретавшим все больше влияния в художественных и общественных кругах. Ей казалось, что она никогда не сможет полюбить никого другого….
Пока однажды не познакомилась с Джоном Эвереттом Милле. Этот художник, один из самых успешных прерафаэлитов, чьи картины хорошо принимали картинные галереи, был принят в доме Рёскинов.
Эффи позировала для его работы «Приказ об освобождении», а в Шотландии, куда Милле поехал с Рёскинами, он написал и портрет Джона Рёскина.
Милле был всего на год старше Эффи и они сблизились.
В нем она нашла, наконец-то, мужчину, способного увидеть ее всю целиком, а не только эфемерный образ, которому он не до конца соответствовала внутренне. Но, перед ними было препятствие, практически непреодолимое.
С этим портретом связана интересная история. Милле написал его в Шотландии, будучи гостем Рёскина. Тот критиковал супругу за украшение себя цветами и требовал, чтобы она не делала этого. Но Эффи прикрепляла к прическе цветы наперстянки, как символ неповиновения. С ними то в волосах и запечатлел ее Милле.
Развод в викторианском обществе осуждался, добиться его было трудно, а жить с последствиями еще труднее. Эффи не могла просто уйти к любимому мужчине. Она рассказала родителям всю правду – что брак с Джоном Рёскином не был завершен и через 6 лет она все еще невинна. Отец Эфимии пришел в ужас и негодование и начал бракоразводный процесс. Желание молодой женщины стать матерью было понятно обществу и ее поддержали. Через год Эффи получила развод и вышла замуж за возлюбленного.
Миссис Милле родила супругу 9 детей и очень поддерживала его во всех начинаниях. Да, развод наложил на ее жизнь некоторые ограничения, например, она не могла быть представлена королеве, но это с лихвой окупалось любовью и заботой супруга.
А Милле стал самым высокооплачиваемым художником в Англии и даже получил со временем титул баронета. Правда Джон Рёскин называл его позднее творчество катастрофой и не восторгался его работами как прежде.
Но и на этом история не закончилась. Через некоторое время после развода Джон Рёскин захотел жениться вновь. Он посватался к совсем юной Розе Ла Туш, в которую был влюблен уже несколько лет, даже еще будучи женатым человеком. Девушке было всего 10 лет, когда он впервые увидел ее. Когда Розе исполнилось 17, Рескин предложил ей руку и сердце. Родители Розы сомневались, стоит ли выдавать дочь за человека, пусть и весьма состоятельного, но гораздо старше. Они обратились к Эффи и попросили бывшую супругу дать характеристику. Она написала им, что Джон был деспотичным мужем, что послужило поводом для окончательного разрыва помолвки.
Вот такая история печального брака, но со счастливым концом для женщины, что большая редкость для того времени. Не ее вина, что она оказалась земной женщиной, а не бестелесным идеалом.
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!