Найти тему
#фининвест

Сколько налогов мы на самом деле платим

Чиновники в РФ любят рассказывать про "очень низкий подоходный налог" в 13%.
Те, кто сталкивался с расчетом налогов на з/п грустно улыбаются, понимая, что к этому налогу дополнительно платится около 30% отчислений в фонды.
Но на самом деле, когда речь идет о предприятии на общей системе налогообложения (ОСНО), реальная нагрузка на 100 рублей белой зарплаты составляет порядка 70% от зарплаты, получаемой на руки.

Этот подход вызывает много возражений. Я знаком с доводом, что нельзя смешивать НДС и налоги ФОТ, т.к. это разные базы и экономические сущности. Но в реальности суммарная налоговая нагрузка выглядит в итоге именно так. Чтобы заплатить 100 рублей белой зарплаты, компании приходится платить суммарно налогов около 70 рублей.

Из чего они формируются?
Итак, компания на ОСНО. Выручка 100 рублей, принимаемые к уменьшению расходы 30 руб., а ФОТ 40 руб.
Сначала платим НДС со 100-30=70 руб. (около 11.7 руб.), потом с оставшихся средств платим 40 руб. з/п + около 18 рублей з/п налогов (НДФЛ, взносы в фонды и прочие НСиПЗ).
Т.е.
чтобы осуществить расход ФОТ+налоги 58 руб придется сначала показать их в базе для расчета НДС и заплатить с этой суммы 9.7 рублей НДС.
Можно вести деятельность в убыток, сокращать налоговую базу и пытаться оптимизировать эти расходы. Но сейчас это очень быстро закончится вызовами в ФНС и блокировками счетов в банках по 115-ФЗ. Плюс мы рассматриваем вариант относительно честного бизнеса, без схематоза. Относительно - потому что внимательный читатель заметит, что в расчетах отсутствует прибыль и налог на нее. Сделал это сознательно, т.к. база для расчета прибыли уменьшается на расходы ФОТ+налоги и на зарплатную нагрузку прямо не влияет.

В итоге, для выплаты 40 рублей ФОТ, суммарные налоговые расходы составят 27.7 рублей. Эффективная ставка расходов на налоги составит около 69% от ФОТ.
И это без учета акцизов (табак, бензин, алкоголь), которые прямо перекладываются на потребителя через рост цен - их сложно оценить даже как среднюю, т.к. очень неоднородные потребительские корзины. Т.о. в реальности налоговая нагрузка еще больше.

Спецрежимы и упрощенные системы налогообложения выручают и позволяют кратно снизить налоговую нагрузку.
Но обратной их стороной является пристальное внимание налоговой и ограничения, связанные как с размером бизнеса, так и с возможностью полноценно участвовать в экономической деятельности (требования конкурсов, например, в которых прямо прописана система налогообложения подрядчика. И это не вредность заказчика, они вынуждены включать его, т.к. иначе растут уже их расходы на НДС).