Международным авиаперевозкам почти сто лет, и за это время было угнано сотни самолетов, чаще всего с какой-то общей политической целью или с целью материальной наживы в сознании угонщика (-ов). Некоторые из этих инцидентов, однако, были не столько "организованными террористическими захватами" сколько «глупыми попытками».
Все мы полагаем, что захват многомиллионной машины, наполненной пассажирами, летящей на высоте 10000 метров в воздухе, требует навыков, четко спланированного плана, наличие ума или, по крайней мере, трезвости. Как бы это не показалось смешно, но мы ошибаемся.
Среди множества террористов, захвативших самолет с пассажирами, есть люди, которые отличаются не столько своей дерзостью, сколько полным отсутствием предусмотрительности. Среди религиозных фанатиков и политических экстремистов, движимых идеологией убийства были и просто некомпетентные, жадные и пьяные чудаки.
УГОНЩИК, СДАВШИЙСЯ ЗА ПИВО
В июне 1985 года в Норвегии произошел первый в истории угон самолета. Во время полета из Тронхейма в Осло, как заявляет Aviation Safety Network, человек, «явно сытый по горло обществом», силой захватил самолет. 24-летний слегка пьяный бывший заключенный поднялся на борт самолета, угрожал экипажу оружием, потребовал поговорить с премьер-министром Норвегии и министром юстиции о том, как с ним обращаются в тюрьме, и продолжал пить. Со своей стороны, по словам министра юстиции, «мы никогда не думали уступать его давлению», как сообщает The New York Times.
Рейс приземлился в Осло почти вовремя, и угонщик разрешил пассажирам выйти, но оставил экипаж в самолете. Затем он устроился в одном из туалетов, постоянно наблюдая за своими заложниками, двумя пилотами и тремя бортпроводниками. Он продолжал пить и требовал, чтобы обслуживающий персонал принес ему еще пива. Примерно через час после того, как пассажиры ушли, полиция аэропорта сказала ему, что он не сможет пить пиво, если не отдаст свой пистолет, что он и сделал. По сообщению Aviation Safety Network, пострадавших нет.
ПИЛОТ ПЕРЕВЕРНУЛСЯ ВВЕРХ НОГАМИ, ЧТОБЫ ПРЕДОТВРАТИТЬ УГОН
Согласно AEN Logistics Ltd., Оберн Кэллоуэй был 42-летним бортинженером FedEx в 1994 году, когда его жена внезапно ушла от него, и он решил покончить жизнь самоубийством. Однако его страховка не покрывала самоубийство, поэтому он решил разбиться в самолете, чтобы это выглядело как несчастный случай, а его дети смогли жить на его страховку.
Он забронировал себе «откидное место» в полете, свободное место в самолетах, которое FedEx предлагает своим сотрудникам, 7 апреля он сел в самолет с футляром для гитары. Когда самолет набрал высоту, Кэллоуэй вынул молоток из футляра гитары и напал на экипаж. Чудом пилот и второй пилот выжили, получив серьезные травмы головы, летный экипаж продолжал сопротивляться. Сначала они забрали молоток у Кэллоуэя, но тот следом извлек из футляра для гитары подводное ружье.
Экипажу удалось скрутить своего потенциального убийцу, но когда они пытались приземлиться, Кэллоуэй снова освободился. Пилот совершал крутые пикировки и подъемы, кувырки и уклоны, отбрасывая Кэллоуэя на достаточно долгое время, чтобы успеть посадить самолет. Пилоты приземлились на самолете с такими тяжелыми ранениями, что ни одному из них больше не разрешили летать на коммерческих самолетах, весь экипаж был награжден медалями за героизм Ассоциацией пилотов авиакомпаний, а Кэллоуэй был приговорен к двум пожизненным срокам подряд.
14-ЛЕТНИЙ УГОНЩИК
Жизнь четырнадцатилетнего жителя Цинциннати Дэвида Бута не было гладкой и спокойной. Он был «сбитым с толку, запутавшимся ребенком», - сказал он WNWO. Для юного Дэвида последней каплей стал переезд брата в Массачусетс. Он украл чек у отца и отправился в аэропорт. Однако он неправильно заполнил чек, поэтому ему отказали в продаже билета.
Вспомнив о вьетнамском ветеринаре, который всего две недели назад угнал самолет из Калифорнии в Рим, Дэвид зашагал к ближайшим воротам. У выхода 5 была 18-летняя балерина, сопровождающая бабушку на рейс. Дэвид приставил перочинный нож к ее горлу, используя ее, чтобы пройти в самолет.
На борту самолета мальчик заявил, что у него есть бомба (бутылка с чернилами с фитилем наверху) и потребовал, чтобы они летели в Швецию. Экипаж сказал, что самолет не может долететь так далеко, поэтому приземлились в Мексике. В конце концов, начальник полиции аэропорта попал на борт и сказал Дэвиду: «Сынок, тебе никак не избежать наказания за это преступление»...
Но история закончилась не очень печально для юного угонщика, судья проявил милосердие и приговорил Дэвида к шести месяцам в приюте для уязвимых детей.
ЗНАМЕНИТЫЙ DB COOPER
24 ноября 1971 года мужчина по имени Дэн Купер сел в самолет в Портленде, штат Орегон, направлявшийся в Сиэтл. Это был тихий человек в простом деловом костюме, он заказал в воздухе бурбон. Незадолго до начала полета сказал стюардессе, что у него в портфеле есть бомба, и дал ей инструкции.
Стюардесса передала капитану судна требования Купера: четыре парашюта и 200 тысяч долларов 20-долларовыми купюрами. Самолет приземлился в Сиэтле, где он получил то, что просил, в обмен на всех 36 пассажиров и несколько членов экипажа. Купер оставил на борту небольшой экипаж и приказал капитану взять курс на Мехико. По данным ФБР, Купер выпрыгнул из самолета «где-то между Сиэтлом и Рино». Самолет благополучно приземлился.
ФБР продолжало расследование в течение многих лет, изучив в конечном итоге более 800 подозреваемых, но этого человека так и не нашли, и даже не опознали. Девять лет спустя была найдена сумка с 20-долларовыми банкнотами, которые совпадали с купюрами, подаренными Куперу, но оставшиеся 195 000 долларов не были найдены. Две дюжины имен по-прежнему входят в список Бюро Купера, и регулярно появляются новые теории, но кто был угонщиком и что стало с ним и его деньгами, остается загадкой.
БЫЛО МНОГО ПОДРАЖАТЕЛЕЙ DB COOPER
Дело DB Cooper остается единственным нераскрытым угоном воздушного судна в стране. Одним из усугубляющих факторов для следователей ФБР, которые держали дело открытым до 2016 года, было множество подражателей. По данным St. Louis Post-Dispatch, было, по крайней мере, девять угонщиков самолетов, которые выпрыгивали из самолетов в течение года после Купера.
В апреле 1972 года пилот вертолета, парашютист и ветеран войны Ричард Маккой угнал самолет с ручной гранатой, потребовав полмиллиона долларов плюс четыре парашюта. Как и Купер, он остановился, чтобы получить наличные, а затем надел летный костюм после того, как самолет снова взлетел, выпрыгнув над Ютой. ФБР заподозрило Маккоя в том, что он тоже стоит за угоном Купера в Портленде, но этот факт не подтвердился, но многие все еще считают его настоящим DB, включая двух агентов ФБР, написавших об этом книгу.
УГОНЩИК - "САМОДЕЛКИН"
В 2000 году жизнь Реджи Чуа складывалась не лучшим образом. У него были серьезные финансовые проблемы, и его жена изменяла ему с полицейским. 25 мая Чуа напился для храбрости, упаковал в чемодан несколько поделок, над которыми он работал, и сел на самолет в Манилу под вымышленным именем.
Через час после начала полета Чуа обнажил самодельное оружие и гранату и захватил самолет. Он с силой пробрался в кабину, выдернул чеку гранаты. Старший бортпроводник попросил пассажиров сделать «добровольные пожертвования» по системе громкой связи в салоне, передав Чуа вырученные средства. По сообщению Esquire, угонщик пристегнулся ремнями к тому, что свидетели назвали «переделанной палаткой» .
Чуа сказал старшему бортпроводнику открыть заднюю дверь, угрожая пилоту, который пытался объяснить ему, что это была плохая идея. Они отвели его в хвост самолета и открыли дверь. Ветер вытянул Чуа за дверь, наполовину внутрь и наполовину за пределы самолета. Увидев, что у Чуа все еще есть граната, бортпроводник вытолкнул его до конца. «Он мечтал стать парашютистом, - сказал его брат Рэнни газете Philippine Star, - но раньше он никогда не прыгал». Даже с самодельным парашютом и без опыта Чуа, вероятно, пережил прыжок, говорит UPI, только чтобы утонуть в грязном болоте, в котором приземлился.
СВЯТОЙ УГОНЩИК
В мае 1981 года, всего за пять минут до того, как рейс EI164 авиакомпании Aer Lingus должен был приземлиться в Лондоне, пассажир Ларри Дауни зашел в туалет и облился бензином, который контрабандой пронес на борт. Стюардесса Дейдре Данфи рассказала RTÉ One: «Когда я встала и обернулась, этот пассажир был там [...] облит бензином [...], у него были два маленьких пузырька, он сказал, что это цианид ...". Дауни пробрался в кабину и потребовал, чтобы его отвезли в Иран.
Дауни когда-то был монахом-траппистом в своей родной Австралии, хотя 30 лет назад его лишили сана за то, что он ударил своего начальника. Пилоты сообщили Дауни, что у самолета не хватит топлива, чтобы долететь до Персидского залива, поэтому они остановились во Франции. Самолет приземлился и был окружен французской полицией, и Дауни выдвинул свое следующее требование: чтобы Ватикан выпустил «Третий секрет Фатимы», малоизвестное португальское «чудо», примерно 60 лет назад было популярно среди сторонников заговора.
После примерно десяти часов ожидания у французских властей закончилось терпение, и спецназ бросился в самолет. Дауни был арестован и приговорен к пяти годам заключения. Третий секрет Фатимы был опубликован примерно 20 лет спустя. Согласно TheJournal.ie, кардинал Джозеф Ратцингер, будущий Папа Бенедикт XVI, охарактеризовал документ как «вероятно, разочаровывающий или удивительный после всех спекуляций».
ИЗРАИЛЬ УНИЧТОЖАЕТ УГОНЩИКОВ В УГАНДЕ
В 1976 году группа убийц, включая палестинских борцов за освобождение и немецких левых террористов, захватила самолет Air France, вылетавший из Афин в Париж. Они заставили пилотов лететь в Уганду, чей поразительно безумный диктатор Иди Амин симпатизировал делу палестинцев. Там они разделили пассажиров на израильские и неизраильские группы. Затем угонщики предъявили свои требования: выкуп в размере 5 миллионов долларов и освобождение 53 палестинских боевиков, большинство из которых содержалось в Израиле. Если их требования не будут выполнены, они убьют заложников.
В течение шести дней правительство Израиля, правительство Египта и правительство Франции вместе с лидером ООП Ясиром Арафатом пытались добиться освобождения заложников. На седьмой день израильский спецназ устроил антитеррористический рейд, который впоследствии был вписан в учебник. По данным Time, все угонщики вместе с главой израильских спецназовцев и четырьмя заложниками были убиты в ходе спасательной операции, которая была увековечена как минимум в двух блокбастерах .
ПЬЯНЫЕ УГОНЩИКИ НЕ ПОВЕРИЛИ, ЧТО У НИХ ЗАКОНЧИЛОСЬ ТОПЛИВО
В ноябре 1996 года самолет компании "Эфиопские авиалинии" в Найроби был угнан тремя мужчинами. В отчете, цитируемом Ассоциацией дипломатических исследований и обучения, они описаны как «молодые (около двадцати лет), неопытные, психологически хрупкие и опьяненные». Они заявили, что у них есть бомба и что, если их требования не будут выполнены, они уничтожат самолет. Позже выяснилось, что бомба была просто закрытой бутылкой из-под спиртного.
Несмотря на то, что у них был план, угонщики требовали убежища в Австралии, куда они приказали доставить самолет. Капитан попытался объяснить, что у их самолета нет топлива, чтобы пересечь целый океан, но его похитители были недоверчивы. Капитан тянул время и летел на юг вдоль африканского побережья, пока угонщики не заметили, что они все еще находятся недалеко от земли, и вынудили пилота отправиться на восток. Капитан направился к Коморским островам у Мадагаскара. Даже когда топливо продолжало заканчиваться, угонщики проигнорировали предупреждения капитана. Наконец, самолет нырнул в Индийский океан.
Удивительно, но 50 человек выжили в катастрофе. Как позже посетовал посол США на Маврикии: «Это была пара психов, угнавшая самолет. В этом не было ничего политического, это были глупые дети, и у них, очевидно, не было ничего, кроме топоров и огнетушителей, они даже не знали, куда они хотели пойти».