Ограбление банка, стрельба, взрывы, погоня, кровь. Динамичный сюжет, достойный приключенческого фильма. Но реальность иногда такова, что не каждый сценарист такое потянет. По материалам ростовских газет.
2 апреля 1909 года трем артельщикам петербургской Гленовской биржевой артели было поручено перевезти 215 тысяч рублей из нового, только что построенного здания Волжско-Камского банка в государственный банк. Причем на случай нападения они должны были выходить из здания не сразу, а по очереди. И этот случай произошел. Первым с 70 тысячами рублями из банка вышел Е.А.Сорокин. Когда он подошел к извозчику трое неизвестных кинулись к нему с криком "Руки вверх". Второй артельщик А.И.Коротков, выходящий в это время из банка с 85 тысячами рублей метнулся обратно и захлопнул дверь.
Тем временем Сорокина налетчики ранили в лопатку выстрелом из револьвера и вырвав пакет с деньгами запрыгнули в пролетку, выкинув из нее кучера и погнали в сторону Казанского (Газетного) переулка, где свернули налево.
Услышав выстрел заведующий охраной Петербургского ссудного банка Свистунов, околоточный надзиратель и городовой кинулись в погоню за налетчиками. Началась перестрелка. Раздались выстрелы и с противоположной стороны улицы. Предположительно это были соучастники преступления, которых было по словам очевидцев 5 - 6 человек.
Спасаясь от погони на углу Садовой и Казанского переулка грабители бросили бомбу, при этом ранили околоточного надзирателя Рубана. По
другим данным Рубан был ранен в обе ноги выстрелами из револьвера сообщниками грабителей, стоявшими на тротуаре. Околоточному надзирателю удалось добраться до магазина Гоца, где он по телефону сообщил о происшедшем после чего потерял сознание. Первую помощь ему оказал оказавшийся поблизости доктор Пергамент, после чего он был отправлен в Красный Крест. Бомба взорвалась вблизи магазина погребальных церемониалов Лазарева, оставив небольшое углубление на асфальтовом тротуаре у телеграфного столба, слегка оцарапав телеграфный столб и оставив отметины в деревянном заборе, выбив два стекла и пробив в трех местах третье в самом магазине.
Вторая бомба была взорвана на углу Казанского переулка и Малой Садовой (Суворова) вблизи мельницы Солодова (выбито 16 стекол в доме №78 (похоже опечатка, вероятно 48) по Казанскому переулку и 15 в здании мельницы Солодова., после чего грабители свернули на Малую Садовую, где, услышав выстрелы, им бросились навстречу околоточный надзиратель Гудков и городовой с Большого (Ворошиловского) проспекта. Второй бомбой был сбит с ног и подброшен вверх околоточный надзиратель Тайпалэ подбежавший со своего поста на углу Большой Садовой и Большого проспекта. С ним подоспел бывший надзиратель 3-го участка Семенов (на место которого 24 марта и заступил пострадавший Рубан). Очевидно больших повреждений взрыв ему не нанес, так как он продолжил погоню вместе со Свистуновым и городовыми Шульгиным и Чернышевым, которые и задержали грабителя при помощи двух сотрудников магазина Риделя. При задержанном преступнике была найдена и третья бомба, которую по какой-то причине не взорвали, а также пять обойм патронов маузера.
Для отвлечения внимания грабители разбрасывали по дороге пачки денег не забывая при этом отстреливаться от полиции (найдено публикой и полицией и возвращено по принадлежности 40 тысяч рублей, 30 тысяч пропали бесследно причем из этих 40 тысяч две пачки по 10 тысяч нашел переходивший Большой проспект вблизи Малой Садовой управляющий комиссионно-технической конторой Стиро г.Долматовский и передал их Свистунову, о чем было сообщено прибывшему в контору Волжско-Камского банка ростовскому градоначальнику Ивану Николаевичу Зворыкину, другая часть денег была собрана у конторы Парамонова). При этом были ранены лошадь конного городового и проходивший мимо старик Мишелевич.
На углу Большого проспекта налетчики выскочили из пролетки и начали разбегаться. Двое грабителей были задержаны между Большим и Средним (Соколова) проспектами и доставлены в 3-й участок. После чего их отвезли в Волжско-Камский банк, где они были опознаны раненым артельщиком Сорокиным и отправлены обратно в 3-й участок. Один из задержанных был стрелявший в Сорокина. По другим свидетельствам, на мой взгляд более соответствующим реальности, погоня продолжалась до Ткачевского (Университетского) переулка, где экспроприаторы бросили лошадь и через заборы попытались скрыться во дворах вблизи греческой церкви (в наше время на фундаменте этой церкви расположен кукольный театр).
Причем второй из грабителей был задержан и передан полиции датским консулом г. Ниссеном во дворе его дома на Пушкинской улице, когда грабитель, спасаясь от погони перелез через забор его сада. Что также говорит о том, что погоня продолжалась до Ткачевского переулка, неподалеку от которого и жил Андрей Андреевич Ниссен. Налетчики были доставлены в 3-й участок. После чего их отвезли в Волжско-Камский банк, где они были опознаны раненым артельщиком Сорокиным и отправлены обратно в 3-й участок. Один из задержанных был стрелявший в Сорокина. При допросе они назвались Ивановым и Овсянниковым.
Около часу дня к Ткачевскому переулку рядом с усадьбой Сорокина (№53) подошел отряд полиции во главе с околоточным сыскного отделения Ежевым о околоточным надзирателем 3-го участка Бологовым, проникший во двор и направившийся к к квартире Богдановых. Находившийся в квартире сын хозяйки Петр Богданов на вопрос не находится ли кто из посторонних в квартире ответил отрицательно, но Ежев прошел во вторую комнату и откинув одеяло заглянул под кровать. Там оказался лежащий в черной тужурке молодой человек. На предложение вылезти молодой человек выстрелил и ранил Ежева в колено правой ноги. Ежев сделал несколько выстрелов в ответ и снова приказал вылезать, на что молодой человек ответил "не могу", после чего немного подергался и умер. Убитый - молодой человек лет 25 - 27 с курчавыми волосами. Одна из пуль попала в голову, две другие в левую сторону груди вблизи соска. У убитого был обнаружен револьвер системы "Маузер" и три обоймы патронов (насколько я знаю единственный серийный револьвер фирмы маузер в то время был С-76 "Зиг-заг", выпускавшийся в нескольких модификациях).
Истекающий кровью Ежев был отправлен в Красный Крест, где ему была оказана помощь. Хозяева квартиры были задержаны. При обыске были изъяты переписка и фотографические карточки. Весь район между Малым (Чехова) проспектом, Ткачевским переулком и Большой и Малой Садовыми был оцеплен полицией у ворот каждого дома был поставлен солдат Феодосийского полка, весь день продолжались обыски, но больше никого не нашли.
Вот такая вот детективная история.
Остальные мои статьи по истории Ростова и не только.