Летом 1941 года руководство РККА совершило непозволительно много роковых ошибок, которые стоили многих жизней наших сограждан. Цепляясь за уходящую из-под ног территорию страны, генералы стремились любой ценой организовывать контратаки на наступающих немцев, которые были излишне хаотичными и неподготовленными. В результате Красная армия несла огромные потери в живой силе и технике, которые в сотни раз превышали гитлеровские. Примечательно, что военачальники слепо исполняли бездумные приказы и сознательно шли такие жертвы. А всё ради того, что бы сохранить свои места и не "потерять погоны".
Не у многих старших офицеров находилось мужество возражать начальству и пытаться оградить армию от необязательных потерь. Ярким примером такого волевого человека являлся генерал Пуркаев Максим Алексеевич, который в страшные дни конца июня 1941 года занимал должность начальника штаба Юго-Западного фронта. Он был единственным человеком, который пытался предотвратить катастрофичное по своим итогам контрнаступление РККА в районе Дубно-Луцк-Броды. В нём принимали участие 5 мехкорпусов фронта, которые по количество танков в 4,5 раза превосходили противостоявшие им силы вермахта.
Крупнейшее танковое сражение было не под Прохоровкой. Почему о нём тогда редко говорят
Целью операции являлось окружение группировки противника в районе города Люблин. Однако после оценки сложившейся ситуации стало понятно, что осуществить задуманное невозможно. Противник слишком быстро развивал своё наступление, и тогда генерал Пуркаев предложил отвести войска к границе 1939 года, перегруппировать их и перейти к активной обороне. Далее начальник штаба предлагал перейти к контратаке, но только в случае успешного исхода оборонительной операции. По крайней мере, всеми ресурсами 5 советских мехкорпусов для реализации такой задачи обладали. В этих районах уже были давно созданы мощные укрепрайоны, которые позволяли успешно сдерживать натиск противника в течение длительного времени. Однако высшим руководством было принято другое решение – разгром противника во встречном сражении.
Удивительные мемуары немцев о Великой Отечественной войне имеют ряд общих черт
В результате механизированные корпуса вводились в бой поочередно, в решающие моменты отдавались приказы отступать и не развивать инициативу из-за боязни окружения врагом. Самого Пуркаева сняли с должности, но не применили к нему строгого наказания. Его отправили в резерв, но уже через несколько месяцев назначили старшим преподавателем в Академию Генерального штаба РККА. А с ноября 1941 года Максим Алексеевич возглавил 3-ю ударную армию, а позже и весь Калининский фронт. Вместе со своими частями он участвовал во многих важнейших операциях Великой Отечественной войны, после чего отправился командовать Дальневосточным фронтом. Он лично внёс большой вклад в подготовку Красной армии в этом регионе к успешной войне с Японией.
Самое бесполезное подразделение в люфтваффе
А танковая операция в районе Дубно-Луцк-Броды в июне 1941 года закончилась разгромным поражением советских войск. В ходе неудачного контрнаступления было потеряно огромное количество бронетехники, боевая задача не была реализована, остатки соединений РККА спешно отступили, избежав попадания в очередной котёл. Именно тогда, не выдержав позора поражения, свёл счёты с жизнью член военного совета Киевского особого военного округа и корпусной комиссар Николай Николаевич Вашугин. Кто знает, чем бы закончилась эта битва, если бы высшее командование прислушивалось к мнению таких военных специалистов, как Максим Алексеевич Пуркаев.
Спасибо, что заглянули в гости. У автора статьи также есть канал на You Tube, на котором регулярно выкладываются видео на исторические темы