Пандемия COVID-19 повлекла за собой масштабное изменение потребительских привычек. Карантин, закрытие границ, переход на удаленную работу и надвигающийся кризис повлияли на то, как люди тратят деньги.
Виртуальная эпоха
Тренды потребления в России не отличались от общемировых тенденций.
Пандемия в 5 раз ускорила рост безналичных операций — за полгода их доля увеличилась до 67 %.
На это указывает статистика банков, эквайринговых сервисов и отдельных предприятий — причем как крупных, так и мелких.
Аналитики QIWI также зафиксировали рост популярности цифровых платежей еще в первом квартале, но во втором квартале тенденция сохранилась.
Более того, с мая по август оборот бесконтактных платежей вырос на 32 % по сравнению с первым кварталом и в 8 раз превысил оборот аналогичного периода прошлого года.
Пиковый спрос эксперты выявили в мае, когда карантинные ограничения в большинстве регионов начали смягчать.
В среднем пользователи стали совершать на 75 % больше операций по виртуальной карте, а средняя сумма транзакции выросла до 10 500 руб. — это на 44 % больше, чем за тот же период в 2019-м.
Наиболее активно виртуальными картами пользовались жители Москвы и Санкт-Петербурга. Но и в регионах тоже стали чаще обращаться к безналичным платежам — например, значительный рост зафиксировали в Нижнем Новгороде, Омске и Самаре.
Тем не менее люди планируют и дальше пользоваться цифровыми платежами.
Опрос Standard Chartered, проведенный в 12 странах, показал, что почти половина респондентов (48 %) предпочитает оплачивать покупки удаленно вместо того, чтобы расплачиваться наличными или картой лично.
Причем это касается как оплаты крупных покупок, например электроники, так и продуктов питания и даже путевок. В целом две трети опрошенных ожидают, что их страна к 2030-му полностью откажется от наличных.
«Пандемическая корзина»
В потребительских привычках фокус сместился с офлайн-услуг на цифровые сервисы. Например, из-за ограничения доступа в спортзалы многие стали пользоваться онлайн-услугами тренеров, а также покупать тренажеры и экипировку — весной спрос на эти категории подскочил на 100–200 %.
Россияне также начали заказывать еду в ресторанах и чаще пользоваться службами доставки продуктов из супермаркетов.
По прогнозам «INFOLine-Аналитики», рынок экспресс-доставки питания в России по итогам года вырастет в 42 раза — с 0,7 до 30 млрд руб.
Интересная динамика прослеживается и в сфере туризма: в 2020-м россияне покупали туристические путевки чаще, чем раньше, — в июне–августе количество транзакций в этой категории выросло на 45 %, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Однако средний чек снизился на 72 % и составил всего 10 200 руб.