Найти тему

Социальные навыки тодлеров: что важно для ребенка 1,5 - 2,5 года

Ребенка, который только научился ходить, называют тоддлером. Этот период в жизни нейротипичного ребенка - один из самых сложных для родителей. Ребенок пытается делать первые самостоятельные шаги в обществе, но пока ничего не умеет.

У аутистов это время - пик откатов и остановок в развитии, уходов в себя и пр. Многие родители детей с РАС не решаются смотреть малышковые видео: слишком силен контраст между "было" и "стало".

Но врачи могут по-прежнему игнорировать жалобы родителей, утверждая, что все хорошо. Дело в том, что в этом возрасте дети проверяют границы дозволенного и учатся взаимодействовать с другими людьми с помощью слов и поступков. Учатся, но не умеют!

А еще дерутся, толкаются, кусаются, закатывают истерики, нарушают правила безопасности. Критическое мышление и воля в этом возрасте не развиты, дети часто подражают абсурдным поступкам окружающих, например падают на пол или размазывают масло по лицу. В общем в этом периоде для ребенка нормально быть ненормальным :) НО: в этом возрасте нейротипичные ребенки управляются замечаниями взрослых, им можно сказать: нельзя, не трогай, стоп, они в состоянии выполнить простую просьбу.

Так что же должно насторожить родителей?

Думаю то, что:

  • ребенок по-прежнему не использует указательный жест, поносит руку взрослого к нужному предмету;
  • не выполняет простых инструкций типа: дай, принеси, садись (если выполняет через раз - это вариант нормы, а полное невыполнение заставляет нас подозревать нарушение понимания речи);
  • ребенок часто мычит, воет, свистит, использует другие аутостимуляции;
  • ребенок не говорит или не обращается со словами ни к кому, кроме близких;
  • ребенок избегает общения на улице;
  • у ребенка старше 1,5 лет сохраняются эхолалии;
  • у ребенка нет большинства социальных навыков, описанных ниже.

Социальные навыки для ребенка в 1,5-2 года

1. Ребенок вступает по собственной инициативе в физический контакт со сверстником 2 раза за 30 мин, например, дает игрушку, берет за руку или съезжает с горки паровозиком. (При этом допускается небольшой негатив: взять игрушки без спроса).

2. Просит о чем то сверстников 5 раз за 60 минут .

3. Вступает в социальную игру со сверстниками в течение 30 минут без подсказок (например, печет торт из песка).

4. Реагирует на 5 просьб сверстников 5 раз (простые просьбы вроде: "На", "Можно?", "Побежали", "Отдай" )

5. Предлагает сверстникам участвовать в его игре 2 раза: "Побегай за мной", "Копай" и т.п.

Поведение ребенка в группе (3-5 человек)

1. Сидит за обеденным столом, не проявляя нежелательного поведения 3 минуты.

2. Откладывает в сторону игрушки становится в очередь, подходит к столу после подсказки.

3. В классе переходит от одного занятия к другому без подсказок или с одной вербальной или жестовой подсказкой (например, все идут гулять - и он идет).

4. Сидит в небольшой группе в течение 5 минут без нежелательного поведения или попыток уйти из группы.

5. Сидит в небольшой группе в течение 5 минут, обращает внимание на учителя и материал 50% времени реагирует на 5 инструкций или стимулов.

Как учить недополученным социальным навыкам?

С 1,5 лет ребенка берут на обследование и коррекцию, правда, только частные центры: ABA и логопеды по запуску речи. Главная задача - научить ребенка-аутиста сотрудничеству.

- причем сначала ребенка с РАС учат взаимодействовать с ОДНИМ человеком, - с педагогом, и получать он будет прежде всего навыки предыдущего уровня;

- общение с детьми предлагать можно, но, скорее всего, это не в коня корм.

Иными словами, навыки, описанные в этом материале, аутичный ребенок скорее всего получит уже после 2,5 лет.

Мы начали реабилитацию сына в 2 года и только в 2 года 9 месяцев к нему вернулось желание играть и общаться с детьми на площадках. Обращаться к детям с короткими фразами и слушать их замечания сын начал только в 5.

Материал по теме:

Социальные навыки ребенка в 6 месяцев -1,5 года