Всё началось с того, что Роберт Льюис Стивенсон женился. На женщине с ребёнком. Ребёнку, Ллойду Осборну, было уже пятнадцать лет.
Можно было ожидать долгих и сложных поисков общего языка. По многим причинам:
и потому, что в пятнадцать все мы давным - давно взрослые и "сами умные",
и потому, что сам Стивенсон был старше своего пасынка лишь на пятнадцать лет - по возрасту в отцы не годился,
и потому, что Ллойд был самым настоящим янки, настроенным на личный успех любой ценой. Сегодня такой настрой считается залогом личного светлого будущего, но Стивенсону, шотландскому аристократу, он не нравился. Мягко говоря, не нравился. Однако... не нотации же читать? Разве сам он выслушивал нотации в годы Ллойда? Что ж, на то Стивенсон и писатель, чтобы найти выход, совершенно нестандартный.
И вот однажды... он начертил карту неведомого острова.
- Давай сочинять роман о поисках сокровищ! Ты будешь юнгой.
К сочинению - игре подключился и отец писателя. Он взял на себя роль старого морского волка - матёрого пирата Джона Сильвера.
***
Пираты…увидеть в этой профессии что-то романтическое писатели смогли не раньше, чем сама профессия ушла, как казалось, в далёкое прошлое. Выветрился запах крови и осталось… а что, собственно, осталось? Воспоминания о свежем ветре, солёных брызгах, неожиданных встречах с неизведанным? С кораблём, купеческим или военным, с коварными дикарями и тайнами островов, в пещерах которых сверкают алмазы? Да ещё знание о том, что пиратом мог стать и искатель приключений, и обычный грабитель, и беглый каторжник, и бунтовщик, и человек, принятый за бунтовщика по ошибке…
Общее у этих людей одно – мужество жить так, как могут, а не так, как их заставляют другие. Так неужели «Бригада» - это пираты нашего времени? Неужели они затрагивают те же струны души?! Пожалуй, «бригада» 18 века – это команда шхуны «Эспаньола» из романа Стивенсона «Остров сокровищ».
Пиратское береговое братство доживало последние годы, и называть его «братством» уже невозможно было даже в насмешку. Понятия «дружбы» здесь уже нет, и сомнительно, было ли оно раньше. В этом мире главный тот, кого боятся, а боятся здесь самого коварного, того, кто может выглядеть безобидно и выжидать момент. А потом перебить ближнему хребет брошенным в спину костылём и сложить покойника, как стрелку – указатель. Чем дольше пролежит, тем будет белее и виднее.
Вот и наглядная разница – в такой «бригаде» нельзя доверять никому. Здесь каждый за себя. И симпатии читателя непременно окажутся на стороне тех, кто противостоит. Просто потому, что противники пиратов, даже если они не испытывают друг к другу особых симпатий, всё равно абсолютно надёжны. Не то, что предать своих, но даже просто подвести, им не позволит ЧЕСТЬ. Вот понятие, само упоминание о котором вызвало бы у «нормального» пирата лишь недоумённую улыбку!
- Так почему Сильвер НЕ мог победить? Вывод предстояло сделать Ллойду, и он сделал: потому, что он был один. Пираты? А что - пираты, если Сильвер никого не считал равным себе, всех дурачил - и одновременно боялся? Знал ведь, знал, что при первой возможности они его сдадут.
Верно! Как бы читатель ни восхищался жизнестойкостью, изворотливостью, находчивостью и храбростью одноногого Джона Сильвера, вслед за автором он сделает выбор в пользу того, кто думает о других, кто неспособен ПРЕДАТЬ. Джима. Пятнадцатилетнего юнги.
Эти два персонажа – два полюса, вокруг которых группируются все остальные. И как противоположности, они испытывают странное притяжение друг к другу. Ведь Сильвер не кривит душой, когда уверяет, что вдвоём с Джимом он наделал бы таких дел… И Джим искренне желает спасти незадачливого пирата от виселицы, угрожающей ему вполне реально!
Читатель догадывается, что Сильвер не родился таким вот великолепным мерзавцем! Был мальчишкой, мечтавшим о море, о бегстве от серости, от обыденности. И вероятно, от бедности. Это позже деньги стали главным, а все средства для их добычи – хорошими… А Джим? Он увидел своё возможное будущее, и увидел его с ужасом!
И сделал всё, чтобы его избежать. Прежде всего, угнал у пиратов корабль и спрятал в надёжном месте…
***
Остаётся лишь добавить, что Ллойд Осборн действительно унаследовал от своего отчима-друга его отношение к людям, к жизни, к работе. И - профессию. Стал соавтором трёх книг Стивенсона, а затем и - автором. Писателем.