Мы все слышали знаменитую фразу "писать - значит переписывать", но что входит в переписывание сценария и как подойти к этому с профессиональной точки зрения?
Поздравляю. Надеюсь, что вы читаете это, потому что закончили свой первый драфт. Или третий. Или десятый. Отлично, если вы готовы открыть документ, стряхнуть пыль с вашего сценария и заняться переписыванием. Или, может быть, вам предложили переписать чужой сценарий и вы не знаете с чего начать. Переписывать сценарии весьма трудоёмкий процесс, но всё приходит с опытом и осознанностью!
Сегодня мы рассмотрим навыки и шаги, необходимые для того, чтобы справиться с переписыванием и извлечь максимум пользы из нового драфта.
Что значит "переписать"?
В профессиональном плане переписывание - это когда вы повторно занимаетесь готовым сценарием или пилотным эпизодом, чтобы изменить или перенастроить части диалога, сцены или всё остальное.
Что такое переписывание "первой страницы"?
Переписывание "первой страницы" - это переписывание, которое влечёт за собой выбрасывание всего, кроме начальной концепции. Это происходит постоянно. Вот почему люди называют это "адом разработки". Но это может стать отличным способом для сценариста освежить идею.
Кто переписывает сценарии?
Все классные писатели.
И продюсеры фильмов. И студии. И режиссёры. И даже у некоторых актёров есть сценаристы, которые приходят, чтобы улучшить или переписать их персонажей.
В сценарной индустрии умение переписывать будет означать то, что, скорее всего, у вас будет более успешная и продолжительная карьера, чем у тех, кто старается только продавать сценарии. А чтобы убедиться в том, что эта карьера состоится, вам нужно будет научиться планировать и переписывать сценарии. Это не так уж и сложно. Представьте, что вы - механик, который занимается ремонтом машины.
Как написал Джон Огаст в своем блоге: "Реши, чего ты хочешь достичь, а потом выясни, какие сцены для этого нужно изменить". Мы это обсудим. Но сначала приведём цитату из подкаста ScriptNotes, где Джон Огаст и Крейг Мэйзин рассказывают о том, как разработать стратегию переписывания.
Огаст говорит:
Самая большая проблема с переписыванием - это то, что вы начинаете с первой страницы, которая, вероятно, уже самая переписанная страница в сценарии. Вы настраиваете страницу за страницей, перемещаете запятые и наслаждаетесь своим умением - всё это время забывая, почему вы переписываете сценарий.
Вместо этого вам нужно перестать думать о словах и страницах, а сосредоточиться на целях. Вы пытаетесь усилить соперничество между Хелен и Чипом? Тогда просмотрите распечатанный сценарий, а не читайте с экрана - и найдите сцены с Хелен и Чипом. Выясните, что может быть изменено в этих сценах для достижения ваших задач. Затем ищите другие сцены, которые помогут поддержать идею. Напишите на бумаге. Вычеркните неподходящее. Напишите новое.
Теперь, мы перейдём к трём этапам того, как вы можете переписать сценарий и улучшить ваши страницы с новым акцентом и направлением.
Как справиться с переписыванием
Если вы стали на путь переписывания, то будьте готовы разорвать свой текст в клочья. Но всё будет по-другому, если вы переписываете текст кого-то другого. Если вы переписываете свой материал, тебе некого обижать. Но если вы наняты на переписывание, есть негласный протокол. Также, если кого-то наняли, чтобы переписать вас, не будьте дураками и следуйте этому протоколу. Во-первых, купите ужин (позвоните) тому, кого вас наняли переписывать. Познакомьтесь с ним, с их виденьем идеи. Если он/она - первоисточник, то узнайте, чем они руководствовались, когда писали сюжет и героев.
Потом, когда переписываете, не трогайте каждое слово. Скорее всего, вас возьмут на работу, чтобы сделать структурные изменения или диалоги, или, может быть, усилить поставленные задачи. Вы меняете и прикасаетесь к тому, что необходимо, но не переусердствуйте - не разрушайте причинно-следственную связь.
Если кто-то переписывает вас, передайте копию файла сценария, напишите заметку или письмо. Не бойтесь рассказать о своих впечатлениях от проекта. Если вас не предупредили - это раздражает, но не нужно воспринимать это как личное оскорбление. Это просто бизнес.
Так что будьте вежливы, будьте конкретны, и не меняйте то, чего не должны. Наниматели скажут вам, что делать. Послушайте их, составьте план, согласуйте предложения и напишите свой драфт.
Давайте пройдем несколько шагов, чтобы убедиться, что ваш переписываемый материал окажется успешным.
Три шага переписывания вашего сценария
Переписать любой сюжет, фильм или пилот, может оказаться трудной задачей. Вы можете легко переутомиться в исправлении слов и не посвятить себя реальному внесению изменений. Вы также можете быть слишком уверенными в себе, или слишком напуганными, и бояться вносить существенные изменения, в которых так нуждается история. Поэтому вместо переписывания вы можете изменить диалоги и решить, что драфт удался.
Шаг первый: Куда вы идёте?
Мне нравится составлять список целей того, что должно получиться по результату переписывания. Каким будет мой идеальный сценарий? Как усилить жанр в тексте сценария? Сократить бюджетный диапазон? Как только я получаю от себя ответы на то, чем должна быть эта история, я составляю список того, что должно произойти внутри, чтобы удалось достичь поставленных целей.
Нужно ли мне убрать некоторых персонажей? Изменить локации?
Вот где вы должны быть ЖЁСТКИМ. Получите мнение другого человека, не жалейте резать, и всегда будьте честным с самим собой и с людьми, которые наняли вас для работы над сценарием. Если нужно переписать с нуля, то поймите, что для этого нужно. И будьте готовы объяснить, зачем нужна такая работа.
Так что не торопитесь и не сходите с ума, даже если список окажется длинным. Как только у меня будет обозначен каждый пункт, я перехожу к следующему шагу.
Шаг второй: Сделать ещё один аутлайн!
Правильно, после всей подготовительной работы, я выстраиваю фильм заново. Мне нужно посмотреть на сцены по порядку. Что нужно добавить/убрать? Нужно ли мне изменить подтекст или мотивацию любой из этих сцен? Как только я обрисую каждую сцену, я смогу начать писать. Так как на первом этапе у меня составлена основа моих целей, я всегда знаю, зачем я это пишу.
Можно заблудиться и забыть о структуре, но мне нравится думать о конфликте в каждой сцене.
Дайте вашим персонажам препятствия и убедитесь, что они передают тему, которую вы пытаетесь исследовать.
Третий шаг: Выполните операцию
Вот, где вы на самом деле начинается переписывание. Добавьте строчку или уберите одну, подкрепите её сценами, которые помогают развиваться арке персонажа. Вам нужно писать осознанно. Вы можете добавить голос к вашему оригинальному произведению и попытаться подражать кому-то, кого считаете для себя авторитетом. Помните, что переписывание специфично и важно. По мере того, как вы будете добавлять и вычитывать текст, он может стать неряшливым, поэтому убедитесь, что вы всегда нажимаете "сохранить" в сценарной программе.
Бонусный шаг: Перепишите ещё раз... затем отполируйте
Как только закончили переписывать...ещё раз переписать? Конечно, вы, возможно, разобрались с текстом и заставили его работать, но пришло время снова сделать новые правки, пока не почувствуете, что сценарий готов. Тогда нужно отполировать сценарий (в американской киноиндустрии это называют polish draft).
Видите ли, это непрерывный процесс. Вы переписываете, чтобы показать продюсеру. Затем снова переписываете, основываясь на их замечаниях; затем вы переписываете снова, как только к вам присоединяется режиссёр. Будем надеяться, что кто-то купил ваш сценарий, и все эти переписывания включены в ваш контракт и оплачены. Но во многих случаях это не так. Так что постарайтесь избежать бесплатной работы, если сможете.
Но не избегайте переписывания, потому что полированный и плотный сценарий проще продать, чем неряшливый текст.
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.