События текущего года отразились на поведении покупателей: вместо прогулок по магазинам теперь они чаще выбирают интернет-магазины, а походу в кафе предпочитают готовую еду с доставкой на дом. Спрос увеличился и на товары с низкими ценами. Редакция «Своего дела» поговорила с представителями малого и среднего бизнеса и узнала, как новые правила потребления влияют на ретейл.
Онлайн
«Во время самоизоляции нас спас интернет-магазин. Оптовые клиенты, закупавшие зерно нашей обжарки, закрылись на карантин, а это было самое прибыльное направление бизнеса. Пришлось закрыть и кофейню, где мы продавали зерновой кофе. Сейчас покупки в онлайне делают люди разных возрастов и социальной принадлежности», — рассказывает Дмитрий Бородай, основатель калининградской компании «Сварщица Екатерина» (The Welder Catherine), которая специализируется на обжарке кофе.
Онлайн-площадку предприниматель запустил только в августе 2019-го, за полгода до пандемии. Дмитрий считает, что выбрал нужное время. Во время режима самоизоляции заниматься экстренным запуском магазина он бы не смог, так как спрос на кофе подскочил и у него бы просто не хватило времени. Размещать товар на маркетплейсах или у агрегаторов продуктов компания не стала из-за высокой комиссии площадок. Поэтому собственный интернет-магазин стал основным каналом продаж.
С начала пандемии количество заказов в онлайне увеличилось в шесть раз, хотя рекламный бюджет оставался прежним. Сумму вложений предприниматель не раскрывает. После снятия ограничений заказы упали на треть по сравнению с периодом самоизоляции, но остались в три-четыре раза выше, чем были до начала пандемии. «До коронавируса интернет-магазин работал в минус. Сейчас он сам себя обеспечивает. Надеюсь, что через год он превратится в устойчивое бизнес-подразделение», — делится предприниматель.
Как онлайн-торговля вытащила кировский бизнес из убытков
Повышенный спрос на покупки в онлайне заметили и в более крупных компаниях. В розничной сети «Ашан» количество интернет-покупок выросло вдвое. В пиковые дни на сайте «Перекрёстка» оформляли по 20 тысяч заказов в день. Выручка от онлайн-продаж и экспресс-доставки из магазинов «Пятёрочка» и «Перекрёсток» во втором квартале 2020 года составила 5,1 млрд рублей, рассказали в X5 — российской продуктовой розничной компании, которая объединяет сети гипермаркетов «Карусель», универсамов «Пятёрочка» и супермаркетов «Перекрёсток». Чтобы удовлетворить выросший спрос и увеличить онлайн-продажи, X5 открыла в Москве третий dark store, «магазин без покупателей», который обрабатывает только онлайн-заказы.
Выросло и количество онлайн-покупок одежды. В интернет-магазине Lamoda отметили популярность домашней одежды, нижнего белья и худи. Продажи этих товаров в женской категории увеличились в 2,5 раза, в мужской — в 2,8 раза. Клиенты стали также чаще заказывать товары для дома, спортивных тренировок и занятий с детьми: конструкторы, настольные игры, наборы контейнеров и ящиков для хранения, коврики для йоги, скакалки, упоры для отжиманий, утяжелители, мячи и бутылки для воды.
Спрос заставил Lamoda увеличить количество брендов, которые предлагают свои товары на площадке, на 30 %. Среди них появились крупные игроки вроде сети магазинов спорттоваров «Спортмастер» или супермаркетов «ВкусВилл», а также предприятия малого и среднего бизнеса.
Как ресторатору работать с «Яндекс.Едой» и другими агрегаторами
Схожие тенденции заметили и в интернет-магазине Wildberries: к концу апреля, когда россияне адаптировались к новым условиям жизни, они стали покупать больше товаров для дома и дачи и инструментов для ремонта. В магазине также увеличился спрос на книги, инвентарь для домашних тренировок, товары для творчества и рукоделия. В мае, когда карантинные ограничения смягчились, вернулся спрос на аксессуары, уличную одежду и обувь: снова стало можно гулять, чаще бывать в общественных местах, и пижамных костюмов оказалось недостаточно.
Как изменился покупательский спрос в августе 2020 года по сравнению с прошлым годом
Источник: «СберСоветник»
Собственные марки
Из-за кризиса выросла популярность продуктов низкого ценового сегмента, отмечают аналитики. По данным исследовательской компании Ipsos, весной, когда в стране был введён режим самоизоляции, почти треть респондентов отказалась от покупок бытовой, аудио- и видеотехники. Пятая часть респондентов отложила покупку дорогих телефонов. Аналитики связывают это с общим падением уровня благосостояния россиян. Из-за пандемии многие лишились источника дохода. Так, в июле, по данным Росстата, безработица достигла рекордного уровня в 6,3 %. Это максимальный показатель за последние восемь лет.
В «Ашане» отмечают, что после выхода из карантинного режима клиенты стали более обдуманно подходить к покупкам и тратятся в основном на еду: наибольшим спросом в сети пользуются свежие продукты (овощи, фрукты, охлаждённое мясо), шоколад, печенье, товары для выпечки. Покупательская карантинная корзина «Перекрёстка» также состоит по большей части из продуктов, в том числе товаров длительного хранения. Закупки впрок наблюдались в начале карантина, когда люди в панике запасались консервами и крупами.
Верный путь: как выбрать способ дистрибуции товара в онлайне
В продуктовой розничной компании X5 Retail Group предполагают, что экономика входит в длительную рецессию, идёт спад производства и замедление экономического роста, поэтому спрос на недорогие товары будет устойчивым. Для того чтобы удовлетворить эту потребность, компания увеличит выпуск товаров собственных торговых марок (СТМ), они дешевле брендовых продуктов. Так как компания производит товары самостоятельно, она может регулировать ценовую инфляцию. Сейчас доля СТМ в «Пятёрочке» составляет около 16,5 %, в «Перекрёстке» — 12 %. К концу 2020 года в X5 увеличат долю такой продукции до 15 и 20 % соответственно.
Доставка
Вместе с онлайн-покупками в привычку вошла и доставка. Спрос на эту услугу вырос на 27 % по сравнению с прошлым годом. Об этом сообщил «Такском», проанализировав более 18 млрд кассовых чеков. Бум пришёлся на март 2020-го после объявления режима самоизоляции: спрос на доставку оказался на 40 % выше, чем в аналогичном периоде в 2019 году. Чаще всего люди заказывали продукты и готовую еду.
Из-за высокого спроса на доставку в «Ашане» скорректировали логистику и инвестировали в развитие собственной онлайн-площадки. До пандемии заказать в интернете можно было только непродовольственные и бакалейные товары, которые доставляли курьеры и транспортные компании-партнёры. В мае «Ашан» расширил онлайн-ассортимент и перешёл на сбор заказов на базе гипермаркетов. Теперь купить в онлайне можно и свежие продукты.
Компания X5 тоже запустила сервис экспресс-доставки «Около», с помощью которого можно заказать продукцию из всех магазинов сети. Благодаря площадке онлайн-продажи в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Казани во втором квартале 2020 года выросли в четыре раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. В будущем к сервису смогут подключиться и другие участники рынка.
В период самоизоляции нагрузка на логистику Lamoda возросла в два раза. Компании пришлось нанимать курьеров и перераспределять продавцов из закрывшихся магазинов в торговых центрах. За время пандемии в Lamoda запустили дополнительную пешую доставку из пунктов выдачи, так покупателю не нужно выходить из дома, чтобы забрать заказ. Сейчас курьерской доставкой пользуются 85–90 % покупателей площадки.
Свои курьеры или внешняя служба доставки: что выбрать интернет-магазину
Создатель «Сварщицы Екатерины» Дмитрий Бородай отмечает, что клиенты привыкли к карантинному качеству доставки, и компании приходится соответствовать. «Во время режима самоизоляции Москва стояла пустая, не было пробок. Все сотрудники из производственной части перешли на доставку. Поэтому заказы доставляли быстро. Летом и осенью курьеров стало меньше, так как сотрудники вернулись на привычные рабочие места, а в городе снова появились пробки. При этом покупатели ожидают прежнее качество обслуживания», — говорит предприниматель.