Мы уже как-то поднимали тему аварий, периодически происходящих с опытными автомобилями в процессе испытаний. ВОТ В ЭТОЙ СТАТЬЕ мы рассказывали, как во время дорожных испытаний по вине водителя встречного автомобиля попала в ДТП одна из самых первых опытных «ГАЗелей» 1992 года постройки (опытный образец № 12, если быть точнее). Но даже испытания, проводимые на закрытом от посторонних лиц автополигоне НАМИ, иногда заканчивались серьезными происшествиями. Иногда причиной тому был человеческий фактор (от ошибок не застрахованы даже профессионалы высокого уровня), в других случаях – отказы техники. Сегодня расскажем о четырех инцидентах, которые случились на полигоне в 1988 году – в период его едва ли не максимальной загрузки за всю историю испытаний. Итак, случай № 1 – авария фургона ЕрАЗ-3945. Будучи новым, выглядел он вот так:
Вообще ЕрАЗ-3945 представлял собой передвижной пункт технического контроля состояния транспортных средств – то есть передвижной пункт ГАИ для выборочного техосмотра автомобилей на дороге. В 1988 году на экспериментальном участке Ереванского автозавода построили два опытных образца таких фургонов, и весной они поступили на автополигон для проведения предварительных испытаний. Это была обычная процедура: если предварительные испытания проходили хорошо, далее завод строил еще два доработанных образца таких же автомобилей для приемочных испытаний, после чего мог приступать к серийному производству. Однако одному из ЕрАЗов не повезло:
Судя по всему, на фото показаны результаты касательного попутного столкновения. Удар пришелся в правое переднее крыло и колесо. Капот и пластиковая решетка чудесным образом не пострадали, но рулевая тяга и амортизатор оказались оторваны, листы рессоры разъехались в разные стороны. А вывернувшееся колесо впечаталось в колесную арку и деформировало дверной проем кузова.
Картина повреждений не совсем уж критичная, и судя по всему ЕрАЗ действительно смогли быстро вернуть в строй и выполнить на нем всю программу испытаний, потому что итоговый отчет по предварительным испытаниям составлен именно по двум образцам фургонов. Кстати, оценка качеству машин в нем дана очень жесткая: на два образца за время испытаний всплыло аж 110 дефектов и неисправностей. Это очень плохой результат.
Но мы идем дальше: случай № 2 – авария автопоезда в составе седельного тягача КамАЗ-54112 и экспериментального полуприцепа для перевозки сжатого газа в десяти сферических баллонах. Вот этот автопоезд во время летней фотосессии в паре с самосвалом КАЗ-4540:
Однако уже вскоре он на полном ходу кувыркнется на 270 градусов через правый борт, замерев в отбойнике на краю проезжей части:
Водитель остался живым, но кабина тягача сложилась домиком, придя в полную негодность:
А вот газовые сферы на полуприцепе не пострадали совершенно, успешно пройдя таким образом внеплановый краш-тест.
Кроме того, в 1988 году на полигоне были разбиты в авариях сразу два грузовика Кременчугского автозавода. Зимой в тяжелую аварию попал «полноприводник» КрАЗ-260 с гаражным номером 453. Конкретно его фотографий до инцидента обнаружить не удалось, однако сохранился снимок точно такого же КрАЗа-260 с гаражным номером 454, который проходил комплекс испытаний на пару с собратом № 453:
Из-за заноса на заснеженном асфальте КрАЗ вылетел за пределы дорожного полотна и лег на крышу в кювете:
Кабина вместе со всем оперением и грузовая платформа оказались полностью разрушены:
А ранней весной во время испытаний по проверке устойчивости и управляемости лег на бок груженый опытный самосвал КрАЗ-6510. Его до опрокидывания никто сфотографировать не успел, поэтому сразу даем кадры с места происшествия:
Надо заметить, что этот грузовик пережил инцидент лучше всех прочих машин из сегодняшней подборки: он отделался незначительной деформацией кабины, правого крыла и бампера да разбитыми стеклами.