В нашем блоге дети часто пишут о том, что хотят перейти на семейное образование из-за стресса в школе и большой нагрузки, но родители отказывают. Основные доводы — не с кем будет общаться, замкнёшься в себе, будет скучно. «Домашняя школа Фоксфорда» развеивает мифы о социализации детей на семейном образовании.
Что такое социализация
Это процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социологи делят процесс на два этапа: первичная социализация — от рождения до зрелости и вторичная — уже во взрослой трудовой жизни. Самый важный этап — первый. Именно в детстве ребёнок знакомится с ценностями, впитывает культуру и расширяет круг своих контактов.
Некоторые родители считают, что дети в школе общаются со сверстниками и тем самым получают хорошие социальные навыки. Однако современная массовая школа подразумевает общение в искусственно созданном коллективе. Навыков общения со взрослыми, с людьми разных возрастов и взглядов она не даёт, а именно эти умения необходимы в естественной жизненной среде. Ведь после окончания школы и университета человек не живёт исключительно среди ровесников.
Мнение, будто детям, обучающимся дома, не хватает общения, основано на неверных представлениях о семейном образовании и семьях, которые его выбирают. Рассмотрим самые распространённые мифы.
Мифы о социализации на семейном образовании
Миф 1. Социализация — это общение со сверстниками
Важным условием социализации является передача опыта. Ребёнок развивается, только если перенимает что-то от более зрелой личности. В классе, состоящем из 20–30 примерно одинаковых ребят, социализация в подлинном её смысле невозможна.
Миф 2. Дети на семейном обучении заперты в четырёх стенах
Как раз благодаря сниженной нагрузке у хоумскулера куда больше времени на хобби, кружки, спортивные секции и путешествия. Когда как обычный школьник только и успевает прийти в школу, отсидеть семь уроков, а потом спешит домой, чтобы успеть выполнить неподъёмное количество домашек. А вот какие варианты социализации есть на семейном обучении:
- родственники и друзья семьи;
- детские площадки во дворах и торговых центрах;
- роллердромы, катки, парки отдыха;
- интеллектуальные битвы, олимпиады;
- встречи хоумскулеров;
- волонтёрские движения;
- детские лагеря: спортивные, оздоровительные или образовательные.
Миф 3. «Домашние» дети вырастают замкнутыми и стеснительными
Когда речь идёт о темпераменте ребёнка, важно помнить, что он врождённый и его нельзя изменить. Интроверт останется интровертом и в школе, и дома, так же как и экстраверт и амбиверт. При этом семейное обучение ориентировано на личность и позволяет не только подобрать программу под психологические особенности ребёнка, но и сформировать для него комфортный круг общения.
Миф 4. Хоумскулеры находятся в «тепличных условиях» и совершенно не подготовлены к жизни
Ошибочно думать, что конфликты в школе, хулиганские выходки других детей и буллинг (напомним, что он травмирует не только тех, над кем издеваются, но и тех, кто вынужден это наблюдать) подготовят ребёнка к взрослой жизни, скорее они оставят травматический опыт, который отразится на всей взрослой жизни. Американские социологи провели исследование, которое охватило более двух сотен детей, получающих семейное образование, и оказалось, что большинство этих детей имеют более устойчивое самоуважение, чем их сверстники-школьники.
Миф 5. Без школы ребёнок никогда не научится быть частью коллектива
Некоторым родителям кажется, что в классе дети автоматически осознают, что такое взаимовыручка, поддержка и дружба. Но школьный коллектив научит только дружить с теми, кто рядом, а не кто интересен, подстраиваться под других и не выделяться. Это подтверждает множество социальных экспериментов. Учиться общаться можно в кружках, секциях, во дворе — везде, где ребёнок сам выбирает, с кем дружить.
Социализация ребёнка на семейном образовании полностью в ваших руках. А если вы боитесь, что не справитесь, то приходите к нам. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уделяется много внимания организации общения учащихся. Каждый год мы проводим три главных мероприятия — линейка по случаю начала учёбы, «экватор» и выпускной. Кроме того, каждый месяц мы составляем календарь очных мероприятий и проводим «вертушки общения», экскурсии, мастер-классы.
Переживаете ли вы за социализацию своего ребёнка? Или считаете, что школы достаточно?